Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 51 нии на протяжении XIX в. автор обращался к экономической функции города, как одной из главнейших, рассматривая социально-экономическое развитие каждого города губернии в отдельности. Е. В. Симоновой отмечалась слабая развитость промышленности в уездных городах в противовес губернскому цен- тру, где ремесленное и фабричное производство было сопоставимо со столич- ным [36, с. 50; 37, с. 157; 39, с. 109]. Среди характерных черт промышленного развития городов автором указывается мелкий характер промышленного про- изводства, его ориентация на обработку продуктов сельского хозяйства [37, с. 152; 38, с. 236]. Работы по истории отдельных предприятий позволяют сопоставить дея- тельность государственных и частных фабрик и заводов в условиях местного рынка; на конкретных примерах рассмотреть влияние экономических факторов: ценовых (удешевление сырья) и неценовых (смена предпочтений покупателей). Труды по истории целых отраслей промышленности губернии позволяют уста- новить общие тенденции развития отдельной отрасли (увидеть в динамике сме- ну организационных форм промышленного производства, выявить точи сбыта продукции, установить влияние на иные отрасли экономики). Смежной с проблемой развития промышленности является проблема раз- вития сферы услуг. Е. В. Галкиной была рассмотрена история тульской фото- графии как отдельной сферы услуг местного рынка Тульской губернии. Анализ правовой процедуры открытия фотозаведений, организации контроля их дея- тельности во второй половине XIX в. выявил наличие жесткой регламентации государством их деятельности [15, с. 66]. Автором были установлены собствен- ники первых фотоателье – иностранцы, а также зафиксирован процесс появле- ния первых отечественных фотозаведений, в том числе в уездных городах гу- бернии [15, с. 67–68]. Ценным в исследовании так же является обзор фондов фотоматериалов Государственного архива Тульской области, хранящие резуль- таты работы фотозаведений второй половины XIX в. [15, с. 71–72]. Поскольку рынок создается и функционирует в результате хозяйственной деятельности людей, то актуальной является проблема субъектов (участников) рыночных отношений. Субъекты рынка традиционно рассматриваются с точки зрения численности; сословной, этнической, конфессиональной принадлежно- сти; торговой правосубъектности. С данной точки зрения интересны работы по истории купечества Тульской губернии, т. к. именно этот социальный слой проявил высокий уровень экономической активности. В данном контексте про- водилось исследование И. Н. Лобачевой, посвященное истории купеческих се- мейств, проживавших в городах и уездах Тульской губернии во второй полови- не XIX в. Историком была установлена динамика изменения численности купе- чества губернии в 1860–1870-е гг. Отмечался бурный количественный рост со- словия, что связывалось с либерализацией правового порядка вступления в него [27, с. 143]. Изучив именные списки купцов, автор выявил, что к середине 1870-х гг. купечество губернии обновилось более чем на 40 %, что является важной ха- рактерной чертой развития предпринимательства во второй половине XIX сто- летия [27, с. 144–145]. Анализ людности купеческих семейств (было выявлено снижение данного показателя с 6,8 до 6) позволил И. Н. Лобачевой подтвердить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=