Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы экономики и управления 507 450 000 + 450 000+ 450 000 + 170 000 = 1520 000 руб. Если бы вуз отказался от обучение студентов по этой программе малых групп студентов, то прямые по- тери средств , которые можно потратить на нужды вуза, не связанные с оплатой труда преподавателей, составили бы свыше полутора млн. руб. Рассмотрим еще более сложный для принятия управленческих решений случай. Пусть расчеты показывают отрицательный уровень маржинального до- хода, что диагностирует убыточную образовательную программу. Например, на первый курс для обучения по новой программе бакалавриата может быть за- числено только пять студентов. Валовой доход составит 450 000 руб. в год. Трудоемкость их обучения составит 942 часа. Это потребует использовать 1,11 штатных единиц преподавателей. Расходы, связанные с оплатой труда препода- вателей, составят 499 968 руб. в год. Валовая маржа составит отрицательную величин 49 968 руб. в год. Это издержки, которые должны быть покрыты из других источников. Следует ли вести обучение студентов по этой новой про- грамме? Ответ на этот вопрос зависть от ответов на два вопроса: 1. Играет ли обучение студентов по этой новой специальности какую-либо особую роль для вуза? Если эта роль очень важна, то необходимо вести их обу- чение, изыскав для покрытия убытков необходимые средства. 2. На каком этапе жизненного цикла на рынке образовательных услуг на- ходится эта образовательная программа? Каковы ее перспективы? Если про- грамма не находится на этапе упадка, если она перспективна, то необходимо вести их обучение, изыскав для покрытия убытков необходимые средства. Ответ на второй вопрос может быть затруднен, поскольку вузы, как прави- ло, не ведут маркетинговых исследований. Восполнить этот пробел могут экс- пертные оценки опытных работников приемных комиссий, которым может быть известно отношение потребителей образовательных услуг – домохозяйств, представителями которых являются абитуриенты и члены их семей. Литература 1. Басовский, Л. Е. Экономика образования / Л. Е. Басовский, В. А. Панин.– М.: ИНФРА-М, 2014.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=