Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 506 тизированных систем определения трудоёмкости обучения позволяет устано- вить, что трудоемкость обучения группы студентов 10 человек на каждом из младших курсов составит 965 часов учебной нагрузки преподавателей, на чет- вертом, выпускном курсе она составить 1382 часа. При этом необходимо для рационального использования ресурсов предусмотреть объединение потоков и групп при проведении аудиторных занятий по дисциплинами, изучаемым в составе различных образовательных программ. Пусть кроме этой группы на факультете (в институте) Дисциплину «История» изучают еще 90 студентов. Лекции по дисциплине в объеме 24 часа читаются для 100 студентов одновре- менно. Тогда трудоемкость чтения лекций для группы в 10 человек составит 24×10 / (10 + 90) = 2,4 часа. На практических занятиях по дисциплине объёмом 18 часов на факультете группа объединяется с другой группой, численность ко- торой составляет 12 человек. Тогда трудоемкость практических занятий с груп- пой составит 18×10 / (10 + 12) = 8,2 часа. Примем, что годовая норма учебной нагрузки преподавателя в вузе составляет 850 часов. Тогда для выполнения учебной работы со студентами каждого младшего курса необходимо 965/850 = 1,13 штатных единиц преподавателей, на четвертом курсе – 1382/850 = 1,62 штатных единиц преподавателей. Годовые издержки, связанные с оплатой тру- да преподавателя, определяются заплатой, оплатой отпуска и отчислениями в страховые фонды. Прямые переменные издержки, которые представляют со- бой расходы, связанные с оплатой труда преподавателей, в годовом исчислении определятся как произведение количество штатных единиц преподавателей на расходы связанное с оплатой их труда. Пусть средняя заработная плата препо- давателя в вузе составляет 42 000 руб. в месяц, в том числе должностной оклад с надбавкам, которые выплачивается за успешное выполнение должностных обязанностей, составляет в среднем 32 000 руб., 10 000 руб. составляет допол- нительный заработок преподавателя, например, связанный с выполнение НИР и ОКР, финансируемых из различных источников. Тогда расходы, связанные с оплатой труда преподавателя, в годовом исчислении составят 32 000 × 1,302 × 12 = 449 968 руб. В этом расчет использована ставка страховых взносов в раз- мере 30,2%. Прямые переменные издержки обучения группы студентов на младшем курсе составят 1,13 × 449 368 = 507 786 руб. На четвертом курсе они составят 1,62 × 449 368 = 729 976 руб. в год. Средства, которые вуз может на- править на покрытие иных издержек, не связанных с оплатой труда преподава- телей, в том числе на развитие вуза, представляет собой валовая маржа, или маржинальный доход, который определяется следящим как разница между ва- ловым доходом и прямыми переменными издержками. В рассматриваемом примере обучения группы, численностью 10 человек, маржинальный доход от обучения студентов каждого из младших курсов со- ставит 900 000 – 449 968 = 450 032 руб. в год, от обучения студентов выпускно- го курса он составит 900 000 – 729 976 = 170 024 руб. в год. В рассматриваемом примере обучения группы, численностью 10 человек, маржинальный доход по- ложителен, следовательно, обучение такой группы студентов выгодно вузу. Обучение гриппы обеспечивает вузу получение дополнительных средств в раз- мере от 170 до 450 тысяч рублей в год, всего за год обучения на четырёх курсах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=