Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы экономики и управления 505 Е. Н. Басовская, Л. Е. Басовский Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Аннотация. В работе изложены подходы и методы обоснования стратегии экономиче- ского управления обучением студентов в современных условиях. Приведены конкретные примеры обоснования стратегии. Ключевые слова: трудоёмкость, издержки, маржинальный доход. В соответствие с новыми нормами законодательства вузы Российской Фе- дерации получили хозяйственную самостоятельность. Финансирование образо- вательных программ, реализуемых вузами, осуществляется по нормативам фи- нансирования в виде бюджетной субсидии на обучения одного студента, аспи- ранта, или за счет платы за его обучение, что определяет необходимость эконо- мического управления обучением студентов в вузе. Для успешной деятельности в новых условиях необходимо овладение подходами и методами экономическо- го управления. Однако управленческий персонал вузов, как правило, не облада- ет опытом экономического управления, учетные службы вузов не имеют опыта ведения бухгалтерского управленческого учета. Поэтому необходимо рассмот- реть элементы стратегии экономического управления в вузе на примерах наи- более сложных для принятия управленческих решений ситуаций. Для функ- ционирования и развития вуза необходимо, чтобы финансирование обучения обеспечивало покрытие прямых и косвенных издержек, связанных с обучение, включая издержки, которые необходимы для развития и роста масштабов дея- тельности, а тек же необходимо постоянное освоение и выведение на рынок но- вых образовательных программ [1]. Поскольку выведение на рынок нового продукта сопряжено лишь с постепенным длительным достижением значитель- ных масштабов деятельности, это связано с дополнительными издержками на начальном этапе жизненного цикла программы. Для обоснования стратегии экономического управления вузам необходимо использовать маржинальный подход к управлению издержками и стратегический анализ [1]. Маржинальный доход, который пока не нашел должного применяя в вузах, может быть пред- ставлен следующим образом. Валовой доход вуза, получаемый при обучении по одной образовательной программе, можно определить, как произведение ко- личества студентов на бюджетную субсидию (плату за обучение). Рассмотрим пример обучения малой группы студентов. Вуз обучает по новой образователь- ной программе группы численностью по 10 студентов на каждом курсе с пла- той за обучение 90 000 руб. в год. Валовой доход обучение каждой группы со- ставит 90 000 × 10 = 900 000 руб. в год. Прямые переменные издержки вуза представляют собой затраты, связанные с оплатой труда преподавателей, кото- рые определяются трудоёмкостью обучения студентов. Использование автома-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=