Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 487 Е. В. Милюкова, А. О. Емельяненко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования языкового порт- феля при обучении диалогическому высказыванию на уроках французского языка в 8 классе в рамках достижимых на данном этапе обучения уровней владения языком А2 и А2+. Мате- риалом исследования послужил Европейский языковой портфель и языковой портфель “Le français, c’est super” для 8 класса и его раздел «Языковая биография», в котором рассмат- риваются коммуникативные компетенции, направленные на развитие умений диалогическо- го высказывания на данном этапе изучения французского языка. Ключевые слова: диалогическое высказывание, языковой портфель, коммуникативные компетенции, уровень владения языком, французский язык. Главной целью изучения французского языка как иностранного в школе является развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции , под которой понимается «способность и готовность учащихся осуществлять ино- язычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка» [2, c. 11]. Участие в общении на иностранном языке предполагает овладение сле- дующими конкретными умениями: поддержать и закончить разговор, задать вопрос, дать совет и выразить свое мнение в рамках естественной коммуника- тивной ситуации. Однако в современных УМК отводится недостаточно времени для форми- рования полноценных умений вести устный диалог. Как утверждает А. С. Кули- гина, в центре обучения иностранному языку находится развитие умений пись- менной речи, так как «итоговые аттестации российских школьников, олимпиады, ЕГЭ отводят этому аспекту речевой деятельности приоритетное место» [3, с. 6]. В связи с этим, учителю, заинтересованному в активном развитии умений диалогической речи своих учеников, необходимо разрабатывать специальные упражнения, направленные на развитие данных умений. В качестве методоло- гической основы при составлении упражнений представляется полезным ис- пользовать языковой портфель , который был разработан Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге как «документ, в котором может быть зафиксирован и формально признан самый разнообразный опыт изучения языка и межкультурного общения» [4, с. 5]. Создание языкового портфеля направлено на поддержку и развитие поли- культурности и полиязычности в европейских странах и преследует достиже- ние трёх основных целей, а именно: – вооружить обучающегося надежным инструментом для определения своих достижений в изучении иностранных языков; – мотивировать его к изучению языков в течение всей жизни;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=