Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 482 В случае "Hasse kam herein ... er ging hinaus" противопоставляются слова hereinkommen - hinausgehen, антонимические отношения между которыми воз- никают на уровне приставок, имеющих значения разнонаправленности. Но здесь речь идет об антонимии разнокорневых глаголов, образованных префик- сальным способом. Гораздо разнообразнее этимологически не связанные между собой анто- нимы. Их употребление в художественном тексте делает речь героев и автор- скую речь более яркой, эмоционально насыщенной, позволяя избежать нежела- тельного тавтологического звучания, как в случае однокорневой антонимии (особенно если антонимическая пара подобного типа употребляется в одном предложении - в художественном тексте такая тавтология может быть оправда- на только стремлением автора к экспрессии). В тексте встречаются следующие структурные противопоставления разно- корневых антонимов: 1) префиксальных слов: anlassen - anstellen, beginnen – aufhören, aufschließen - zumachen, anhängen – aufheben, hereinkommen - hinausgehen, gewinnen - verlieren; 2) префиксального и бесприставочного: Anfahren - Halten (в данном случае мы имеем дело с субстантивированны- ми глаголами), wiedergehen – kommen, geboren – sterben, vorhin – hier, verlieren – kriegen; 3) суффиксальных слов: ärgerlich – ruhig, stärker – schwächer, Wahrheit – Lüge, Wahrheit - Schwindel; 4) префиксально-суффиксального и корневого: verwöhnt – neu; 5) префиксального и префиксально-суффиксального: Zukunft – Vergangenheit; 6) сложного и суффиксального: gleichgültig – ärgerlich, Lebenslust – Kummer; 7) корневых слов: leer – voll, groß – klein, alt-jung, leicht – schwer, klug – dumm, kalt – warm, Berg – Tal, krank – gesund, neu - modern. Следует отметить, что большую часть языковых антонимов составляют все же противопоставления корневых (безаффиксальных) слов. Чаще всего в худо- жественном тексте, созданном Ремарком, встречаются антонимы – прилага- тельные и антонимы – глаголы. Иногда в качестве способа словообразования выступает не аффиксация, как в вышеуказанных случаях, а переход одной час- ти речи в другую: при этом субстантивируется пара слов, уже являющихся ан- тонимами, например: klein - groß -> ein Kleiner - ein Großer (суффиксация здесь выступает как вторичный словообразовательный способ). Наличие достаточного количества структурных антонимов в тексте романа свидетельствует о продуктивности соответствующих словообразовательных моделей, используемых в том числе и для образования антонимических пар в пределах той или иной части речи. Их функция в художественном тексте за-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=