Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 48 отношениях [20, с. 90–91]. Многогранность понятия «рынок» обусловила нали- чие ряда исследовательских проблем: законодательного регулирования рыноч- ных отношений (правовых норм, регламентировавших товарный обмен и меха- низма их реализации на местах); динамики развития и соотношения организа- ционных форм торговли (периодических и стационарных – ярмарок, торгов, ба- заров, лавок и магазинов); динамики развития промышленности (ремесленной, фабричной и заводской) и факторов, влиявших на нее (экономических, полити- ческих, экологических); характеристики субъектов товарного рынка (социаль- ного состава и количественных показателей участников рынка – как производи- телей и продавцов, так и потребителей); проблема границ и пространственной конфигурации местных рынков, а также смежная с ней проблема роли городов в развитии местных и всероссийского рынков как центров экономического «тя- готения»; развития путей сообщения (их протяженности, направлений, пропу- скной способности, объемов грузоперевозок по ним) [19, с. 57–62]. Настоящая статья посвящена анализу исследований, раскрывающих про- цесс развития и функционирования местного товарного рынка Тульской губер- нии второй половины XIX в. Историографический анализ призван обобщить исследовательских опыт и частный теоретический материал, необходимый для последующего установления типичных и особенных черт развития местного товарного рынка. На данный момент отсутствует комплексное исследование местного товар- ного рынка Тульской губернии рассматриваемого периода. Во всероссийских работах он встречается фрагментарно, к примеру, в контексте изучения динами- ки изменения хлебных цен [30, с. 80–82] или при проведении типологии губер- ний Европейской России по уровню промышленного развития [6, с. 107]. К рас- сматриваемой теме обращались в основном тульские исследователи, затронув- шие в своих трудах отдельные проблемы изучения местного товарного рынка. Проблема динамики развития и соотношения организационных форм тор- говли (периодических и стационарных) представлена в работах авторов постсо- ветского историографического периода Е. В. Симоновой и С. Е. Бочаровой. Ис- следователи сосредоточили свое внимание на ярмарочной торговле. Е. В. Си- моновой была изучена динамика изменения количества ярмарок в Тульской гу- бернии на протяжении XIX столетия, их товарная специализация и объемы то- варооборотов [41, с. 52–55]. Особое внимание исследователь уделил социо- культурному аспекту работы ярмарок, отметив, что «ярмарки являлись местом общения и, по сути, выполняли коммуникативную функцию…» [41, с. 51]. На основе изученного статистического материала автор пришел к выводу, что к концу XIX в. значение ярмарочной торговли в Тульской губернии снижается, что было обусловлено развитием капиталистических отношений и стационар- ной торговли [41, с. 55]. Иной точки зрения придерживается С. Е. Бочарова. На основе анализа количества ярмарок, размеров товарооборота и ассортимента товаров автор пришел к заключению, что ярмарочная торговля губернии про- должала играть ведущую роль на местном рынке [10, с. 52; 8, с. 63]. Несмотря на наличие периодов роста и спада товарооборотов [9, с. 60], процент реализо- ванных на ярмарках товаров постоянно увеличивался к началу XX в. [10, с. 40].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=