Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 47 Н. А. Биленко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСТОРИОГРАФИЯ МЕСТНОГО ТОВАРНОГО РЫНКА ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА * Аннотация. В статье анализируются исследования, посвященные развитию и функ- ционированию местного товарного рынка Тульской губернии второй половины XIX в., яв- лявшегося структурным компонентом внутреннего рынка . Российской империи. В силу ма- лоизученности темы рассматриваются отдельные проблемы, затронутые историками и крае- ведами. Среди них проблема динамики развития и соотношения организационных форм тор- говли, динамики развития промышленности (ремесленной, фабричной и заводской) и факторов, влиявших на нее, участников рыночных отношений (производителей, продавцов и потребителей), проблема городов как центров экономического «тяготения» на местном то- варом рынке. В работе анализируется источниковая база и методологическая основа регио- нальных исследований. Ключевые слова: историография, местный товарный рынок, Тульская губерния, вторая половина XIX века. В настоящее время в российской исторической науке вновь возрастает ин- терес к вопросам социально-экономической истории России [23], где одним из центральных является вопрос о развитии и функционировании внутреннего рынка Российской империи второй половины XIX в. [16, с. 8]. В рамках его рассмотрения актуальным представляется изучение местного товарного рынка Тульской губернии, как части всероссийского. Само понятие рынок является чрезвычайно широким, за ним скрывается огромная масса социально-экономических процессов, что обусловило наличие в исторической науке различных подходов в его изучении. Внутренний рынок Российской империи рассматривался и в качестве сферы обмена [16; 29; 43], и как система товарного производства, основанная на товарно-денежных отно- шениях и принципе разделения труда [22], а также в качестве территории, про- странства, в пределах которого совершались торговые операции [33; 43]. Изу- чению подлежали как внутренний рынок империи в целом, так и отдельные от- раслевые рынки (хлебный, рафинадный, текстильный) в пределах всего госу- дарства, его регионов (Европейской России, Поволжья, Сибири, Средней Азии), а также отдельных местностей [16; 22; 33; 43]. В современных исторических исследованиях товарный рынок рассматри- вается в качестве части сложной социально-экономической системы внутренне- го рынка страны – сферы обращения товаров и услуг функционирующей в пре- делах определенной территории, основанной на рыночных, товарно-денежных * Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Локальный рынок товаров и услуг г. Тулы в период пореформенной России» при поддержке гранта РФФИ № 17-31-01075.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=