Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 466 рые сложно вписать в привычные пять линеек. Потому бывает, что композито- ры отказываются от традиционного пятилинейного нотного стана или добавля- ют к нему еще несколько отдельных добавочных станов, используют его в не- обычном положении. Кроме того, современная музыка немыслима и без микро- интервалики. Конечно, многие обозначения микрохроматических приемов уже устоялись. Но если в первой половине XX века композиторы фиксировали мик- роинтервалику по-разному, то сейчас многие из них пользуются общеприняты- ми символами, когда микротоны «вытекают» из натурального звукоряда и к нему добавляются разнообразные пометки, обертоны и т. д. Сегодня многих композиторов можно узнать именно по манере нотации, по тем музыкально- исполнительским терминам, которые они используют. Можно сказать, что на- ступила эпоха «нотной музыки», и каждый автор – это отдельная, ни на кого не похожая школа, а семантика нотно-музыкального текста – очень трудно читае- мая с листа музыка. Композиторы стараются найти и привнести свое, ориги- нальное, не только в музыкальный язык, но и в музыкально-исполнительские термины, в саму систему музыкальной нотации, придумывая для своей музыки новые символы. В музыкальном произведении терминами можно обозначить многое: принципы изложения нотного текста, темповое движения, агогику, фразировку, штрихи, динамику и т.д., и т.п. При желании композитор может с превеликой тщательностью комментировать чуть ли не каждую ноту, писать примечания – это мало что гарантирует. Множество обозначений и терминов требуют не только соответствующего и точного понимания, но и подобающей, очень чут- кой расшифровки и убедительной исполнительской реализации. Важно как ис- полнитель поймет, осмыслит и ощутит символику нотного текста. Ведь даже достаточно конкретные указания композитора (например, tranquillo – спокойно, безмятежно; pesante – грузно, тяжело; con fuoco – с жаром, пламенно; con amore – с любовью и т.д.) являются в то же время довольно усредненными определе- ниями. Но «проходя» сквозь «призму» личности создателя музыки (композито- ра) они непременно и в обязательном порядке эмоционально окрашиваются и становятся сугубо индивидуальными. В свою очередь, каждый музыкант- исполнитель трактует, чувствует, ощущает музыкально-исполнительские тер- мины, текстовые пояснения, ремарки, да и все музыкальные символы и слагае- мые нотного текста также по-своему, c присущей ему естественной субъектив- ностью, даже в «рамках» верного и вполне адекватного их понимания. Интер- претатор «строит» свой вариант прочтения авторского текста на основе личного опыта и собственных индивидуальных ощущений и предпочтений и в этом са- мая главная особенность музыкально-исполнительских терминов. Литература 1. Корыхалова, Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникнове- ние, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Ко- рыхалова.– 2-е изд., доп.– СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=