Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 465 фортепианное трио, струнный квартет, духовой квинтет и т. д.). Наряду с этим среди музыкально-исполнительских терминов встречаются и целые терминоло- гические предложения. Так К. Дебюсси, применявший в своих произведениях обозначения на французском языке, в фортепианной прелюдии «Ворота Аль- гамбры» в начале пьесы выставляет пометку « avec de brusques oppositions d’extréme violence et de passionée douceur », что означает «с резким контрастом предельной силы и страстной нежности». Такого рода «развернутые» термины можно встретить и в музыкальных текстах А. Скрябина. Например, в Десятой фортепианной сонате ( op . 70) композитор выписывает обозначение « avec une douce langueur de plus en plus éteinte» , которое в русском переводе звучит как «с сладкой истомой все больше и больше затухая». Конечно, подобного рода музыкально-исполнительские термины обусловлены стремлением композитора как можно более точно донести до интерпретатора характер и смысл созданной им музыки. Специфика же музыкального искусства вносит свою корректуру в значения и функции терминов, входящих в ее состав. Наличие дефиниции в музыкальной терминологии, как и в любой другой области познания, является первостепенным фактором, дающим термину право на существование. Музыкальный термин является знаком, содержащим в себе информацию о тех или иных явлениях музыкальной действительности, музы- кальных стилях и жанрах, указания по поводу темпа и характера исполнения и многом другом. В них закреплен итог освоения человеком профессиональных знаний, умений и навыков в этой области. В терминологии в области музы- кального искусства довольно часто, наряду с моносемичностью (греч. monos – один и sema – знак), присутствует явление полисемии (греч. poly – много и sema – знак), то есть многозначность, многовариантность термина. Например, музыкальный термин «альт» одновременно обозначает женский и детский пев- ческие голоса, партию в музыкальном многоголосии, струнный смычковый му- зыкальный инструмент, медные духовые мундштучные инструменты из семей- ства саксгорнов, некоторые разновидности в семействах других музыкальных инструментов и музыканта, играющего на этом инструменте; термин «ан- самбль» – группу выступающих совместно исполнителей, написанное для не- большой группы музыкантов произведение из области камерной музыки, за- конченный номер в опере, оратории, кантате, балете, процесс совместного ис- полнения произведения несколькими музыкантами. И таких многозначных терминов в области музыкального искусства немало. В произведениях современных композиторов появилось много новых обо- значений и терминов: вместо точной фиксации тона конкретными нотами ис- пользуются графические схемы, линии, извилистые дуги, кластеры, необычная символика (греч. sу́mbolon – знак) или неунифицированные формы письменной фиксации музыки. На сегодняшний день проблема нотации и терминов в музы- кальном искусстве является одной из самых актуальных. За последний век со- временная музыка сделала гигантский прорыв на пути к исполнительскому мастерству, тем самым расширив и само ее изложение в музыкальной семанти- ке. Авторы современных композиций используют нетрадиционные, необычные, экспериментальные звучания, различные призвуки, скрипы и даже шумы, кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=