Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 464 смысловых оттенков, тесная связь с динамикой, метроритмом, артикуляци- ей и другими особенностями музыки. В ходе времени некоторые из музыкально-исполнительских терминов или вышли из употребления в современной нотации, или претерпели определенные изменения. Например, обозначение Moderato (итал. – умеренно, сдержанно), воспринимающееся в настоящее время как темповое указание, в музыке XVIII века могло также обозначать силу звука – среднюю между forte и piano . Кроме того, обозначения темпов в разных странах в ту эпоху трактовались по- разному. Так, французские музыканты воспринимали темп Largo (итал. – ши- роко) более медленным, чем Adagio (итал. – медленно); итальянские – наобо- рот, причем в Италии движение в темпе Largo , вообще приближалось, да и в настоящее время приближается к Andante (итал. – неспешно идущий) [1, с. 11]. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей. Темпы эпохи Возрождения, Классицизма, Романтизма и т. д. различа- ются по определению (например, темп Allegro XVIII века отличается от темпа Allegro ХХ века бо́льшим спокойствием). Стремясь более точно передать требуемый временной аспект музыкально- го звучания, композиторы в своих темповых терминах указывают порой взаи- моисключающие обозначения. Например, у Л. ван Бетховена в его сонатах можно встретить термины Andante agitato , Andante scherzando и др. Встречают- ся также противоречия между проставленным автором словесным темповым обозначением и числом на шкале метронома. Так, у Д. Шостаковича в фортепи- анном цикле «24 прелюдии и фуги» ( ор . 87) четвертная длительность в темпе Allegretto в разных пьесах цикла равна 108, 116, 120, 138 ударам метронома, хо- тя на М.М. указываются цифры от 92 до 108; в темпе Andante – 84, 88, 100, 138, а на М.М. это цифры от 58 до 72 и т. д. Безусловно, профессиональный музыкант-исполнитель знает, что словес- ные обозначения, как ориентиры для нахождения правильного музыкального темпа (в счет не берутся некоторые антиромантические направления музыки XX–XXI веков), являются более существенными, значимыми для интерпрета- ции музыкального произведения, чем метрономические обозначения. Метро- ном необходим, чтобы установить точный темп, как точку отсчета. Но он не может служить средством измерения музыки как таковой, ибо в процессе изме- рения не меняет своего состояния сообразно характеру звучащей музыки, ее ес- тественного и выразительного течения. Кроме того, зависимость темповых обо- значений от конкретной цифры на метрономе порождает определенные проти- воречия (например, цифровое обозначение М.М. = 60 может быть равно и чет- вертной длительности, и четверти с точкой, и половинке, и все это будет связа- но с одним темповым движением). Краткость и однозначность являются одними из основных признаков лю- бого термина. В этом смысле музыкально-исполнительские термины в своем большинстве отвечают данным требованиям. В составе музыкальной лексики встречается довольно большое количество терминов, выраженных одним сло- вом (тональность, гармония, обертон, менуэт, гопак, увертюра, кода, пауза, фермата и т.д.) или коротким словосочетанием (сонатная форма, двойная фуга,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=