Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 463 характер исполнения, по своей сути и по своим функциям, которые они выпол- няют в тексте музыкальных произведений, не могут не содержать экспрессии (лат. expressio – выражение). Они являются словесным выражением эмоций, со- стояний, настроений, присущих тому или иному музыкальному образу (напри- мер, agitato – взволнованно; risoluto – решительно; semplice – просто, естествен- но; con brio – возбужденно; con dolce maniera – нежно, ласково и т. д.). Без нали- чия в музыкальных текстах подобного рода терминов невозможно адекватное, чуткое и проникновенное исполнительское воплощение авторского замысла. Музыкальные термины не вполне удовлетворяют и требованиям точности семантики. Существует целый класс терминов, выполнение которых будет обу- словлено индивидуальными особенностями исполнителя, например, обозначе- ния темпа. Профессор Н. П. Корыхалова пишет, что «область темпов – одна из сложнейших в сфере музыкально-исполнительских указаний», потому и «выво- ды здесь во многом субъективны, факты с трудом поддаются установлению и проверке, к тому же композиторы обращаются с имеющимися в их распоря- жении обозначениями весьма небрежно» [1, с. 27]. В определенном смысле музыкантам-исполнителям в вопросе нахождения верного темпа может помочь метроном, который, тем не менее, не является аб- солютно точным указателем скорости музыкального исполнения. Почти каждое метрономическое обозначение это не одна цифра, а определенная амплитуда от- счета скорости движения, уточненная дополнительными обозначениями. Напри- мер, темп Allegro (итал. – веселый, радостный; весело, быстро, скоро), равный по цифре метронома 132 (от 116 до 184) удара в минуту, в музыкальных произведе- ниях представлен следующими вариантами исполнения: allegro moderato – уме- ренно скоро; allegro ma non troppo – быстро, но не слишком; allegro tranquillo – быстро, но спокойно; allegro comodo – быстро, но удобно и непринужденно; allegro maestoso – быстро и величественно; allegro agitato – скоро и взволнован- но; allegro assai – довольно быстро или весьма скоро; allegro molto – очень ско- ро; allegro animato – взволнованно скоро или быстро с воодушевлением; allegro appassionato – быстро и страстно; allegro con brio – быстро с возбуждением или скоро, весело, живо; allegro furioso – скоро и неистово, яростно; allegro vivace – значительно скоро и др. Дополнительные обозначения, проставленные рядом с темпом, как раз указывают на то, что темп – понятие не абсолютное, но много- значное, гибкое и зависимое от других творческих параметров. Преимущество словесных обозначений состоит в том, что подавляющее большинство из них являются качественными характеристиками темпа и отражают его связь с отличительными чертами и особенностями музыки. Например, «медленные темпы ( Lento , Largo , Adagio , Grave ) различаются между собой не столько разной скоростью (более или менее медленное движение), сколько разным характером музыки. Не случайно так трудно провести строгое разграничение между указаниями характера музыки и оп- ределениями ее темпа» [1, с. 9]. А еще темповым терминам присущи исто- рические и национальные отличия, порой – определенная противоречи- вость, смысловые различия в связи со своеобразием индивидуального ав- торского видения, дополнительные созначения, богатство и многозначность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=