Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 462 С. В. Егорова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТЕРМИНОВ Аннотация. В представленном материале отражена специфика музыкально- исполнительских терминов, для которых характерна значительная трансформация в связи с особенностями их бытования в области музыкального искусства и нововведениями, прив- носимыми в музыкальную семантику современными композиторами. Точность понимания, верность осмысления и адекватность ощущения символики нотного текста и авторских обо- значений – важнейшие условия для убедительной исполнительской реализации музыкально- исполнительских терминов. Ключевые слова: семантика нотного теста, особенности дифиниции музыкальных тер- минов, индивидуальная трактовка нотной символики, эмоциональная составляющая музы- кального термина. Семантика (греч. sēmantikо́s – обозначающий) нотно-музыкального текста содержит в себе термины различной направленности: обозначения техническо- го и исполнительского характера, темпового движения, качества музыкального звучания и др. В словарях термин (лат. terminus – предел, граница) определяет- ся как «слово или словосочетание слов, точно обозначающее определенное по- нятие, применяемое в науке, технике, искусстве» [3, с. 503]. Отсюда следует, что термин: а) служит средством коммуникации в специальной профессиональ- ной сфере; б) является членом терминологической системы и соотносится с другими терминами данной системы; в) характеризуется краткостью и одно- значностью; г) обладает строго фиксированным смыслом или дефиницией (лат. definition – предел, граница); д) семантичен, то есть отличается смысловой точ- ностью; е) не несет эмоциональной окраски и стилистически нейтрален [4]. Но по отношению к терминам музыкального искусства большинство из характерных признаков понятия «термин» не будут верными. И прежде всего потому, что музыка – самый эмоциональный из всех видов искусства, и основ- ным содержанием музыкальных произведений является отражение внутреннего мира человека во всем многообразии и богатстве его состояний и чувств. Пото- му музыкально-исполнительские термины это, прежде всего, образно- выразительные знаки, и они, в массе своей, изначально имеют эмоциональную составляющую, которая присуща многим терминам и обозначениям – характе- ристикам музыкального звучания и темпового движения, динамике и штрихам, паузам и цезурам и др. Безусловно, стилистическая нейтральность присутствует во многих музы- кальных терминах. Это слова, обозначающие названия музыкальных инструмен- тов, певческих голосов, музыкальных произведений и их частей и т.д. Все они не содержат в своем значении эмоциональной окраски. Но термины, обозначающие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=