Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 459 зующегося для репрезентации стереотипной информации о качествах, атрибу- тах и нормах поведения человека, сформированных данной лингвокультурной общностью. Проиллюстрируем сказанное на примере лингвокультурологической трак- товки образа совы в единицах немецкого языка, характеризующих человека. Совы, а также филины и сычи известны в Европе как символические пти- цы с амбивалентным значением. Влияние на формирование символики совы и сходных с нею птиц (филина, сыча и т. д.) оказывают: ночной образ жизни и «боязнь» света, способность видеть в темноте, бесшумный полёт, хищничест- во и пугающий крик, характерный внешний облик – пристальный взгляд, све- чение глаз ночью, способность к поворотам головы на 180 градусов; особенно- сти дневного поведения – уединённость в сумрачном укрытии, почти полная неподвижность птицы. Рассмотрим, как данные ассоциации и символические характеристики об- раза совы вербализуются в языке. С одной стороны, сова ассоциировалась в античной Греции с Афиной. От- сюда совы (как традиционный атрибут этой богини) стали символом мудрости, которую Афина олицетворяет. Идиомой «мудрая сова» во многих языках назы- вают ученых или умных людей. Неотъемлемым «аксессуаром» образа умного человека считают очки, поскольку у него часто плохое зрение. Это соответствует и бытующему мифу о том, что дневной свет слепит сов, и они ничего не видят днем. Описанные выше символьные характеристики образа совы отражаются в немецком языке в единице die Eule - близорукий человек, умный очкарик. С другой стороны, в народных поверьях филину и сове часто приписыва- ются негативные характеристики, особенно вследствие того, что они ведут ночной образ жизни. Из-за их нелюдимости и необщительности, бесшумного лета и издаваемых ими специфических звуков сов считали птицами, непохожи- ми на других. Отсюда, например, в немецком языке единица Kauz (русск. сыч) или komischer Kauz (русск. странный сыч) со значением чудак, нелюдимый че- ловек [4, с. 405]. Сов считали помощницами ведьм, их боялись и даже ненавидели. Тема враждебного отношения к сове других птиц, ее неприятия и преследования прослеживается в значении единицы der Uhu aus der Krähenhütte sein (русск. быть филином из охотничьей будки для ворон) - подвергаться нападкам с разных сторон, находиться в опасной ситуации. Уже в «Книге природы» («Das Buch der Natur»), представляющей собой средневековый сборник науч- ных произведений на латинском языке, отредактированный и переведенный на немецкий язык в XIV веке Конрадом фон Мегенбергом, автор отмечает, что со- ва считается врагом для всех птиц. Если филин сидит неподвижно, птицы те- ряют к нему интерес, но малейшее его движение вызывает переполох и служит сигналом к атаке. Ведут себя птицы, обнаружив филина, по-разному. Вороны обычно с карканьем кружатся над ним. Этот факт используется для ловли птиц. Охотник сажает филина в качестве приманки в охотничью будку для стрельбы по дичи из засады [5, т. 5, с. 1657].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=