Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 458 О. А. Гудкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О. В. Ким Таразский государственный педагогический институт (Казахстан) ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ОБРАЗА СОВЫ В ЕДИНИЦАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА Аннотация. Статья посвящена рассмотрению лингвокультурологического подхода к трактовке образного компонента значения лексических единиц, позволяющего декодировать мотивационную базу, лежащую в основе единиц немецкого языка, характеризующих человека. Ключевые слова: лингвокультурология, языковые символы. Представителям животного мира во всех культурах приписываются осо- бые символические функции (как правило, на основании поведения живых су- ществ, их внешних характеристик, отношения к человеку и т. д.). Символика существ животного мира играет большую роль в самых различных культурных областях: литературных произведениях (бестиариях, баснях, сказках, мифах, теологических текстах), религии, изобразительном искусстве, обрядах, народ- ной медицине, а также в различных исследовательских направлениях: глубин- ной психологии, толковании снов, ономастике, семиотике, лингвокультуроло- гии и т. д. Лингвокультурологический подход к трактовке образных основ языковых единиц предполагает интерпретацию ассоциативно-образного основания язы- ковой единицы посредством соотнесения его с культурно-национальными эта- лонами и стереотипами. Компоненты с символическим прочтением также во многом обусловливают содержание культурной коннотации. Определяющим фактором при образовании культурных коннотаций в оп- ределенном языке является яркость внутренней формы слова, на базе которой возникают наиболее стабильные ассоциации. Механизм их возникновения свя- зан с усилением отдельных аспектов значения [2, с. 176]. Ассоциации форми- руют основу коннотаций. Так, если в русском языке единица сова используется в первую очередь для номинации человека, который не любит рано вставать и поздно ложится спать (по аналогии с ночным образом жизни совы), то в не- мецком языке на первый план ассоциативного ряда характеристик образа совы выходят особенности дневного поведения этой птицы, например, уединённость в сумрачном укрытии. Лингвокультурологический подход к трактовке образного компонента зна- чения лексической единицы на основе соотнесения ассоциативно-образного восприятия со стереотипами, отражающими народный менталитет, позволяет декодировать мотивационную основу выбора того или иного образа, исполь-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=