Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 44 беженцев, имеющих проблемы со здоровьем. Исследования Георгия Петрова охватывают широкий спектр направлений превенции: психического, физиче- ского, сексуального, этнического, религиозного, экономического, криминаль- ного насилия детей с особыми образовательными потребностями, детей из се- мей мигрантов и беженцев. Изучение зарубежного опыта позволяет выполнять сравнительный анализ исследовательских материалов по аналогичной проблематике, получая полез- ную и нередко неожиданную информацию. Мы попытались сопоставить семан- тическое пространство двух категорий «психологическая безопасность» и «психологическое насилие» по результатам исследований, выполненных профессорами психологического и юридического факультетов МГУ (Н. А. Бон- даренко, С. В. Кривцова, Е. А. Суханов и др.) и профессорами факультетов психологии Университетов в Седлице (Польша) и Пловдиве (Болгария). Для подавляющего большинства российских учителей психологическая безопасность связана с восприятием максимального комфорта, общего благо- получия, удовольствия, защищенности, уважения, доверия и других гедонисти- ческих характеристик. Среда должна быть неагрессивной, дружественной, в ней не должно быть давления, стрессов и конфликтов. Значительно меньшее количество педагогов отметило такие параметры психологически безопасной среды как наличие границ, конфиденциальность, самореализация, открытость. Показательны ответы российских учителей на вопрос: «Что может обеспечить психологическую безопасность педагога?». Среди ответов: «В профессии педагога нет понятия «психологическая безопасность», потому что существует тотальная от- ветственность за всё и постоянно», «Профессия учителя не совместима с этим поня- тием в принципе», «Нет механизмов, которые бы регулировали психологическую безопасность. На данный момент нет никакой гарантированной безопасности». Болгарские и польские педагоги сделали акцент на развивающих характе- ристиках психологически безопасной среды, на учете индивидуальных и лич- ностных особенностей ребенка, на превенции, на саморегуляции учителя, на соблюдении прав ребенка, на наличии ресурсных специалистов. Вопросы безопасности инклюзивной среды – центральные в исследова- тельской проблематике Психологического института РАО. Изучаются связи профессионально-личностных качеств учителя, стиля его профессиональной деятельности, с одной стороны и психологической безопасности образователь- ной среды, с другой. Особенности конфликтов, возникающих в инклюзивном образовании, показывают, что в этих условиях учителю необходим более высо- кий уровень толерантности, эмпатии, эмоциональной стабильности, чем при традиционном обучении. Палитра важнейших профессионально-личностных характеристик учителя инклюзивного обучения включает гибкость, толерант- ность, ответственность; субъектность, автономность; самостоятельность; креа- тивность, педагогический оптимизм, эмоциональную стабильность, рефлексив- ность, способность к саморегуляции. Важнейшим профессиональным качеством, обеспечивающим психологи- ческий комфорт школьника особенно в инклюзивной среде, является толе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=