Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 435 Н. В. Бессонова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА – ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ Аннотация. Вопрос о том, с чем у вас ассоциируется тот или иной цвет, всегда представ- лял интерес для изучения не только в сфере психологии, но и в лингвистики, а именно, как вы- ражаются эти ассоциации с помощью языка. Настоящая статья является попыткой ответить на этот вопрос и проследить взаимосвязи и выявить отличия в цветовосприятии разных народов. Ключевые слова: цветовосприятие, языковая картина мира, цветообозначение, корич- невый цвет, ассоциация, фразеологическое выражение, немецкий язык. Давно доказано, что человек имеет свою собственную систему цветовос- приятия и в соответствии с ней разработал определенные способы употребления цветов (цветообозначений) для профессии, интерьера, окружающего мира и т. д. Поскольку, зная особенности цветов возможно сформировать образ, вызвать эмоции и ассоциации. Человек формирует свое особое цветовосприятие в зави- симости от своего жизненного опыта. Воздействие цвета и его влияние на чело- века активно используется в современном мире телевидения, рекламы, дизайне интерьера, психологии, лечении и т.д. Наглядно прослеживается использование символики цвета и цветообозначений в языке. Особенно очевидно это проявле- ние в выражении национальных особенностей цветовосприятия, которые фор- мируются в определенной картине мира, так называемой языковой картине мира. В языковой картине мира хранится национально-культурная информация, по- скольку языковая картина мира является сокровищницей всех знаний, понятий и форм мышления, убеждений и оценок, свойственных данной нации [1, с. 49]. С помощью цветообозначений язык отражает и закрепляет в языковом соз- нании носителей понятия и реалии, свойственные определенной нации и находя- щие свое выражение в языковой картине мира того или иного народа. Националь- ные особенности цветовосприятия формируются в определенные ассоциативные ряды (признаки) цвета, где находят свое отражение географические условия, кли- мат страны, религиозные представления, особенности быта носителей языка [2, с. 92]. Данное положение наглядно прослеживается на примере ассоциаций, воз- никающие с коричневым цветом. Если спросить у представителей разных стран, с чем ассоциируется для Вас «коричневый цвет», то можно получить следующий ответ: для жителей Германии – это цвет земли, древесины, осени, шоколада, шку- ры животных, фашизма. Для жителей теплых стран с большим количеством солн- ца (Греция, Испания, Мексика) характерны ассоциации, связанные с загаром, смуглой кожей, карими глазами, каштановыми волосами, песчаными пляжами и солнцем. Представители Индии ассоциируют коричневый цвет не только с цве- том кожи, но и с чаем, т.к. индийский чай имеет именно натуральный коричневый цвет. Для жителей Италии, Франции – это еще и цвет кофе, жаренного хлеба.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=