Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 43 Тридцатилетний опыт этого университета особенно ценен для нас разнообраз- ным диагностическим инструментарием: оригинальные методики, тесты, анке- ты, кейсы, видеоролики, фиксирующие отношения преподавателей к студентам с различными формами дизонтогенеза, а также межличностные отношения сту- дентов в образовательной среде, в общежитии, культурном пространстве, в со- вместной проектной деятельности. В университете преподают интересные учебные курсы и дисциплины по выбору студентов: «Введение студентов с ООП в среду здоровых сверстников», «Ресоциализация студентов с ООП»; материалы по подготовке преподавателей и ресурсных специалистов, програм- мы различных тренингов, студий, социальных проектов. Университет издает журнал, посвященный психолого-педагогическим и социально-психоло- гическим аспектам инклюзии студентов с особыми образовательными потреб- ностями. Особенно важно, что университет осуществляет постоянный монито- ринг своих выпускников, отслеживая их социальную инклюзию. Тесное сотрудничество с БГУ и Академией последипломного образования учителей (Минск, Беларусь) осуществляется в рамках выполнения совместных проектов, поддержанных грантами РГНФ и ФФИ. Уточнен и согласован с бе- лорусскими коллегами глоссарий, обоснованы методологических и теоретиче- ских подходы к подготовке будущих учителей к проектированию психологиче- ски безопасной гетерогенной образовательной среды. Представлена иерархия компетенций, необходимых будущему педагогу для предупреждения школьно- го насилия. Описаны типичные и специфические риски, угрозы, конфликты в инклюзивных и традиционных образовательных организациях Тулы и Мин- ска. Выполнен сравнительный анализ представлений педагогов и студентов о сущности психологически безопасной среды, о показателях и индикаторах безопасности, маркерах латентного школьного насилия. Осуществлялась кор- рекция и адаптация диагностического инструментария (блоки тестов, варианты анкет, экспресс-интервью, система психолого-педагогических ситуаций, мате- риалы для контент-анализа). Диагностика была направлена, с одной стороны, на определение уровня психологической безопасности образовательной среды различных учреждений, с другой стороны, на оценку степени готовности учи- телей и студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого к эффективному проектированию психологически безопасной образовательной среды. Интерпретация получен- ных результатов позволила разработать программы адресного развития у сту- дентов необходимых компетенций. Болгарских исследователей (Софийский Университет Св. Кл. Охридского, Пловдивский университет им. Арсена Златарова) волнуют проблемы превенции детской агрессии, подготовки ресурсных учителей и специалистов, работаю- щих в инклюзивном пространстве. Уникальными являются исследования, вы- полненные в научной школе доктора психологических наук, профессора Д. Левтеровой, по изучению «дважды исключительных детей» – одаренных школьников, имеющих проблемы с физическим или психическим здоровьем. Глубокие исследования посвящены инклюзии детей с некоторыми формами ау- тизма, а также превенции детских и юношеских суицидов. Большой блок мате- риалов по формированию толерантного отношения к детям из семей мигрантов,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=