Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 42 тие психологическая безопасность образовательной среды в его личностную аксиосферу. При осмыслении проблемы психологической безопасности инклюзивной образовательной среды мы учитывали теоретические идеи, технологические модели и технические приемы, а также реальный опыт отечественных и зару- бежных исследователей. У талантливых отечественных педагогов были весьма успешные попытки включения детей с особыми образовательными потребно- стями в единое пространство класса (Е. А. Ямбург, А. Н. Тубельский, И. Д. Де- макова, В. А. Караковский и другие). Однако эти попытки носили единичный характер и являются скорее исключением, чем правилом. Анализируя практику реализации инклюзивного образования в белорусских, польских, болгарских, чешских, словацких университетах, мы понимаем невозможность и нецелесо- образность переноса даже наиболее интересных технологий и техник в россий- ское образовательное пространство. Трансляция опыта возможна только при его адаптации с учетом российских традиций, культурных, социальных, поли- тических приоритетов, доминирующих ценностей, научного психологического и педагогического наследия. Однако, опыт университетов, в которых проблемы инклюзии успешно решаются свыше тридцати лет, не может оказаться беспо- лезным для тех, кто только начинает приобщаться к философии, технологии, и технике инклюзии. Зарубежный опыт – полезный ресурс для проектирования психологически безопасной инклюзивной образовательной среды, который поможет решить проблемы, стоящие перед современной высшей и средней школой. Источники информации о теоретических и практических достижениях зарубежных уни- верситетов многообразны: международные форумы, симпозиумы, проблемные семинары, мастер-классы, студии, посещение университетов, гимназий, беседы со студентами, анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов, а также непосредственное проведение занятий в качестве приглашенного про- фессора. В совместных исследованиях с российскими, болгарскими, белорус- скими и польскими коллегами были определены индикаторы психологически безопасной среды: – позитивное самочувствие ребенка в учебном процессе; – отсутствие у школьников страха перед учителями; – доверительные отношения ребенка и педагога; – готовность детей задавать учителям вопросы и характер этих вопросов; – критичность, креативность, автономность, самостоятельность учеников; – готовность школьника отстаивать свое мнение, открыто выражать собст- венную позицию; – высокая степень удовлетворенности детей условиями школьной среды; – низкий уровень ситуативной тревожности. Естественно-гуманитарный университет в Седлице, являющийся партне- ром нашего вуза, в этом году проводил уже четвертый Международный форум по социальной инклюзии. Были представлены результаты психолого- педагогических исследований и реальная образовательная практика Франции, Италии, Израиля, Великобритании, Испании, Болгарии, России и других стран.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=