Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 419 ский мир, сотворивший столь много великого и прекрасного, и предоставить его себе» [1]. Важнейшими категориями этики искупления являются категории: благо- дать, любовь, страдание, смирение и аскетизм. Этика искупления исходит из того, что источником нравственности человека может выступать только живая внечеловеческая личность – Бог. Если в этике закона мерилом нравственности является отвлеченная моральная норма, а в лучшем случаи идея добра самого по себе. То, здесь нравственные нормы (сам Н. А. Бердяев считает, что в обыч- ном смысле слова указания, данные в этике благодати не являются нормами) заданы изначально как невозможные для человека, как евангельское требование «быть совершенным как отец небесный» [1]. Только лишь Богочеловек оказы- вается способным выполнить эти «нормы» в полной мере, в этом смысле этика искупления не может иметь нормативного характера в целом. Важно отметить, что благодать как специальная категория не выделена философом. Этика иску- пления предполагает ее наличие, так как «искупление соединяет добро и бытие, преодолевает разрыв, установленный законом как последствием греха, оно есть вхождение сущего добра в самые недра бытия» [1]. Оно предполагает, что Бог меняет мир. Радикальным отличием этики искупления является отсутствие разделения людей на праведников и грешников. В конечном счете, перед личностью Бого- человека все люди оказываются грешниками. Деление на эти группы становят- ся относительными. Грешник, раскаявшись становится праведником (пример благоразумного разбойника). Достаточно много Н. А. Бердяев уделяет внима- ние категории страдания, в том числе сострадания. Он показывает, что добро- вольное принятие страдания носит характер не слепой покорности природе, а сознательное подражание Христу. Бердяев замечает, что страдание в данном типе этики может базироваться только на смирении. Мы можем допустить и принять свое страдание, но не должны быть источником страдания другого. Конечной идеей этики искупления становится понимание свободы, пока еще не столь полной, как в этике творчества. Но, вмести с тем специфически евангель- ская этика уже содержит в себе принцип имплицитной свободы. Запека О. А. пишет: «Н. А. Бердяев полагал возможным решение проблемы свободы только в рамках христианской философии, которая есть философия свободы, и исхо- дить при этом следует «из идеи Богочеловечества»» [2]. Таким образом, спецификой этики благодати является ее христоцентриро- ванность, преодоление автономности моральных предписаний этики закона. Вмести с тем, по сравнению с этикой творчества в данном типе этики достаточ- но мало выражено значения самостоятельных действий человека по сотворче- ству верховному Творцу. Литература 1. Бердяев, Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики [Элек- тронный ресурс] / Н. А. Бердяев // Руниверс [Сайт].– URL: http://www.runivers.ru/ lib/book6194/138442/ (дата обращения: 1.06. 2017).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=