Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 418 А. В. Слобожанин, Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ «ЭТИКИ ИСКУПЛЕНИЯ» В РАБОТЕ Н. А. БЕРДЯЕВА «О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ОПЫТ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ЭТИКИ» Аннотация. В статье рассматривается срединный тип этики, выделенный русским фи- лософом Н. А. Бердяевым. Показываются основные категории «этики искупления»: благода- ти, любви, страдания, аскетизма и смирения. Показываются некоторые аспекты ее соотнесе- ния с этикой закона (долга) и этикой творчества. Ключевые слова: экзистенциализм, русский экзистенциализм, этика, Н. А. Бердяев, этика искупления, этика благодати. Русский экзистенциализм, как и русская философия в целом является при- мером глубокого изучения этических проблем. Достаточно взглянуть на назва- ния сочинений Н. А. Бердяева «Опыт парадоксальной этики», «Кошмар злого добра», «О рабстве и свободе человека» и Л. И. Шестова: «Добро в учении гра- фа Толстого и Ницше», «Творчество из ничего», что бы увидеть, большой ин- терес данных философов к этике. В настоящей статье мы сосредоточим внима- ние на одной из самых известных из работ Н. А. Бердяева «О назначении чело- века. Опыт парадоксальной этики», а именно в аспекте такого варианта этики как «этика искупления». Н. А. Бердяев выделяет три глобальных типа этических систем: этика дол- га, этика искупления, этика творчества. Последняя представляет собой ориги- нальную концепцию мыслителя, основанную на христианской идеи синергии, содействии и сотворчества Бога и человека. Этика долга, в свою очередь, ста- новится для философа результатом развития дохристианской и внехристиан- ской мысли. Она решительно осуждается Н. А. Бердяевым за оторванность от онтологических начал. Н. А. Бердяев считает, что в основе этики искупления лежит идея, что «ис- купление есть, прежде всего, примирение человека с Богом и Творцом» [1]. Именно через него, а не через долг и закон становится возможным возвращение человека к собственным онтологическим основаниям. Этика искупления пред- ставляет собой исключительно христианский, евангельский тип этики. Хотя, сама идея «искупления» появляется в дохристианском мире на периферии мас- совой религиозной жизни: «Мистерии искупления совершались в имманентном круговороте природной тварной жизни, и они выражали мучительную жажду человека, чтобы сам Бог помог ему в его мучительной борьбе. Если есть Бог, то трудно представить себе, чтобы он мог окончательно покинуть древний языче-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=