Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 416 та явилось лицо героини. Третья иллюстрация конкретизирует действия, репре- зентированные следующие друг за другом жестами персонажей. Последняя ил- люстрация выделяется от остальных своим напряжением, драматизмом. По ти- пу это иллюстрация конфликта. Она лучшая в цикле. Художником очень верно выбран эпизод важный для понимания его оценки творения Лермонтова. Он акцентирует внимание на следующих словах: «Я стоял против нее. Мы долго молчали; ее глаза, полные неизъяснимой грусти, казалось искали в моих что- нибудь похожего на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее» [9, 337]. В 1893 году «Русский вестник» упрекал этот рисунок в маловыразительно- сти, с чем нельзя согласиться. Взятый художником для иллюстрирования пред- кульминационный момент повествования, когда гамма чувств сменяется в душе Мэри, – очень напряженный по психологическому состоянию и, тем самым, близкий свойствам серовского дарования. Что стоит за таким характером рисунков В. Серова? Художник из всего многопланового содержания романа выделяет женскую линию. Женщины, а не Печорин у него безусловный центр произведения. Это заявлено и в композици- ях иллюстраций, и в ракурсах, в которых дана фигура персонажа. Нет у Серова и его портрета, а те эпизоды, что он выбирает для иллюстрирования, предваря- ют суждения о герое, которое позже сформулировал критик: «Главное для него не цель и не задачи жизни, главное – страсти, водоворот страстей, в котором находит забвенье от всех вопросов жизни» [2, 267]. Идея индивидуализма, апо- логия эгоизма в философском плане плодотворная для 40-х годов Х1Х столе- тия оказалась под сомнением в начале ХХ века. Сама манера рисовальщика спокойно-плавная – работает на передачу пси- хологии героинь, если Врубель отдает предпочтение иллюстрациям действия, основой которой является жест, выражающий психологическую природу персо- нажа, то Серов стремится предать состояние человека. Лермонтов интересен Михаилу Врубелю своим пониманием мира, тем как это передано в романе, близок Печорин, понятна трагедия одинокого человека. Его серия трагична своими интонациями, не случайно, по сути, он делает два портрета Печорина. У Валентина Серова нет своего прямого отношения к герою времени. Врубель изо- бражает характер, Серов обращает внимание на последствия его деятельности. Многоплановость содержания формулы «Лермонтов-классик» предполагает эти два аспекта, что впоследствии и подтвердили интерпретации литературоведов. Литература 1. Бабенщиков, М. Лермонтов в живописи / М. Бабенщиков // Современ- ник.– 1914.– Окт.– № 17–20. 2. Галахов, А. Д. // М. Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения: Сб. истори- ко-литературных статей / А. Д. Галахов.− М., 1916. 3. Закржевский, А. Лермонтов и современность / А.Закржевский.– Киев, 1915.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=