Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 413 Л. И. Решетова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОПЫТ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М. ВРУБЕЛЕМ И В. СЕРОВЫМ Аннотация. В статье рассматриваются иллюстрации М. Врубеля и В. Серова к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в собрании сочинений литератора, изданном в 1891 году по инициативе художника П. П. Кончаловского. Каждая из иллюстративных се- рий – своеобразная рефлексия с конкретной интерпретационной стратегией, выявляющей определенный пласт художественного содержания произведения. Ключевые слова: Врубель. Лермонтов, Серов, Печорин, иллюстрация, интерпретация, классик, критик, юбилей. Конец Х1Х–ХХ веков в русской культуре примечателен чередой памятных дат, связанных с именами русских литераторов. В 1891 году отмечали 50 лет со дня гибели М. Ю. Лермонтова; в 1899 году – 100 лет со дня рождения А. С. Пуш- кина, 1902 год – год пятидесяти девятилетия со дня смерти Н. В. Гоголя, 1908 год – двадцатипятилетия со дня смерти И. С. Тургенева, в 1914 году торжества по случаю столетия со дня рождения М. Ю. Лермонтова из-за войны были свернуты. Постепенно складывалась традиция, которая благополучно реализо- вывалась на протяжении всего двадцатого века, советская культура – литературоцентричная по своей сути ее подхватила, и юбилей каждого из рус- ских классиков становился событием в жизни читающего советского общества. Тогда же на рубеже веков сформировались сценарии их проведения, опре- делился обязательный репертуар мероприятий: открытие памятника, торжест- венные собрания, издание биографий и сочинений. Стивен Моллер-Солли за- метил, что «… юбилеи явились событием, в которых все, а не только речи и статьи – служат средством создания классика» [6, 170]. Одним из таких средств становятся и иллюстрированные издания произведений юбиляра, ут- верждаемого в статусе классика во многом благодаря этим торжествам. Благодаря мирискусстникам на рубеже Х1Х–ХХ веков актуализировался интерес к книжному искусству, а их собственная художественная практика формировала эстетику книги. В частности, своими иллюстрациями к Пушкину был известен А. Н. Бенуа, имя М. Добужинского связывали с творчеством Ф. М. Достоевского. Они создавали не просто картинки на сюжеты литератур- ных текстов, а – интерпретационные серии, которые учитывали литературную манеру автора, стиль литературного произведения, репрезентируя его образ в целом. Книжная графика становится проводником нового эстетического вку- са, одним из каналов формирования репутации писателя, по определения С. Моллер-Солли [6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=