Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 411 сти архитектора. Можно сделать вывод, что между понятием компетентности специалиста и уровнем профессиональной этики ставится знак равенства. Оз- начает ли это, что актуальное значение в профессии приобретает понятие мо- ральной компетенции? Вопрос о моральной компетенции поднимался в связи с вопросами инже- нерной этики, частью которой и является профессиональная этика архитектора. Так, отмечалось, что современная инженерная этика подразумевает под собой 1) требование бизнес-этики – извлечь максимальную пользу, соблюдая соотно- шение рентабельности и морали, 2) требование социальной ответственности, которое выражается в готовности следовать нормам этического кодекса, в уме- нии адекватно оценивать последствия профессиональных решений: «техниче- ские специалисты должны быть образованы и воспитаны в русле морального сознания, обязаны считать единственно возможным основанием безупречного инженерного решения его социальную направленность» [3, с. 231]. Новые технические достижения диктуют новые этические требования: так, отмечается, что если раньше на первый план в профессиональной этике выхо- дили индивидуальные этические добродетели, то теперь, для поддержания со- циально ответственных решений, уже недостаточно доброй воли и профессио- нальных добродетелей только одного исполнителя – в каждом профессиональ- ном сообществе должна быть сформирована коллективная моральная атмосфе- ра, целая система морали, этические требования должны быть нормативно за- креплены и исполняемы всеми без исключения членами профессионального сообщества [3, с. 234]. Вот почему современная профессиональная этика (в ча- стности, этика инженера и этика архитектора) становится непосредственно свя- занной с нормами профессионального стандарта, нормами трудовой дисципли- ны и нормами технической деятельности. Моральные компетенции могут формироваться в процессе этического об- разования. Мораль, в этом смысле является универсальной основой для форми- рования социальных и личностных компетенций будущего инженера, которые необходимы при принятии профессиональных решений и определения адекват- ных стратегий поведения [3, с. 236]. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: 1.Современные принципы профессионального стандарта, в профессии инженера, и, в частно- сти, архитектора, тесно переплетены с этическими принципами по нескольким причинам. Во-первых современная профессиональная этика подчиняется тре- бованиям эффективности: профессиональная деятельность должна приносить пользу как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения общественного блага. Во-вторых профессиональная этика перешла из сферы индивидуальной морали в сферу всеобщих моральных обязательств, что заставляет использовать в каче- стве инструмента уже не только личные моральные критерии, но и кодифици- рованные этические нормы, обязательные для всех, и создающие этический климат в профессиональной среде. 2. В основании социальных и личностных компетенций будущих специалистов «должна лежать мораль, как универсаль- ный критерий социального поведения» [3, с. 236]. Таким образом, формируют- ся моральные компетенции, моральное мышление. Их формирование возможно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=