Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 410 Ю. В. Назарова, М. М. Чабдаров Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОРАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА АРХИТЕКТОРА Аннотация. В статье рассматривается понятие моральной компетенции, ее роль в со- временном профессиональном стандарте и в формировании профессионального этического кодекса; анализируется значение профессиональной этики в повышении профессиональной квалификации и мотивации в профессии. Определяются пути формирования моральных компетенций, возможные перспективы развития систем профессиональной этики. Анализ проводится на примере профессии архитектора. Ключевые слова: моральная компетенция; профессиональный стандарт; система про- фессиональной этики; кодекс профессиональной этики; этика архитектора; этическое обра- зование. Современные реалии накладывают все новые требования к уровню про- фессионализма работников, в том числе и требования морального порядка. Этические принципы тесно переплетаются с профессиональными принципами; таким образом, этика становится частью профессии, в особенности это касается профессий, имеющих наибольшее общественное влияние, профессий, становя- щихся зоной особого морального риска, связанных с бизнесом, политикой, об- разованием, медициной. Так, на примере профессии архитектора, можно рас- смотреть понятие моральной компетенции, ее роль в профессиональном стан- дарте архитектора и влияние на формирование системы профессиональной эти- ки, и, в частности, этического кодекса профессии. Российский стандарт профессиональной деятельности архитектора постро- ен на международном стандарте и декларирует, помимо профессиональных компетенций, такие принципы деятельности архитектора как компетентность, независимость, преданность делу [1]. Почему эти принципы представляются важными в аспекте профессиональной этики? Они лежат в основании этическо- го кодекса архитектора – как международного, так и отечественного [2]. Так, профессиональный стандарт компетентности трансформируется в кодексе в этическое требование повышения профессиональных знаний и мастерства; также в этическом кодексе мы встречаем требования способствовать повыше- нию стандартов в области архитектурного образования научно-исследо- вательской деятельности, развитию смежных видов искусства и пополнению знаний и возможностей строительных отраслей [2]. Требование объективного мониторинга и оценки результатов и последствий проектирования приобретает аналогичный этический характер, как и требование готовности отвечать за компетентность привлекаемых архитектором специалистов и контролировать качество выполняемых ими услуг [2]. Все эти этические требования напрямую связаны с озвученными в профессиональном стандарте принципами деятельно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=