Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 41 зовательного процесса. Очевидные тенденции ухудшения здоровья детей, роста их тревожности, агрессивности, эмоциональной нестабильности, разнообраз- ных фобий усиливают значимость проблемы безопасности. Основным из ши- рокого спектра условий является целенаправленная адекватная ситуации подго- товка учителей, способных успешно осуществлять образовательный процесс в инклюзивных классах. Сегодня приоритетным направлением решения данной проблемы является разработка программ переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов. Не умаляя важности подобной дея- тельности, подчеркнем, что подготовка студентов педагогических вузов к про- фессиональной деятельности в инклюзивных классах – значительно более пер- спективное и продуктивное направление. В системе повышения квалификации, осуществляя переподготовку учителей и психологов, особое внимание обра- щают на технологический аспект компетентности, необходимой для успешной работы в инклюзивных классах. Технологически и технически оснащенный учитель, в профессиональном сознании которого отсутствует ценность ребенка с особыми образовательными потребностями, своим поведением разрушает си- туацию инклюзии. Эти педагоги нередко провоцируют конфликты здоровых детей и школьников с особыми образовательными потребностями, превращая образовательную среду в психологически опасную, усиливая тревожность, страх, недоверие учащихся. Педагоги, имеющие значительный стаж работы в условиях традиционного обучения, успешно усваивают информацию о специфике инклюзивного образо- вания, об особенностях взаимодействия с родителями детей, о сопровождении семьи школьников. Вместе с тем, эффективность инклюзии в значительно боль- шей степени обусловлена не технологическим, а эмоционально-ценностным компонентом психолого-педагогической компетентности: реальным, а не декла- рируемым отношением педагога к ребенку с особыми образовательными по- требностями и его родителям. У значительной части опытных учителей сложи- лись негативные стереотипы в отношении школьников с ограниченными воз- можностями здоровья. В ходе профессиональной деятельности учитель своим поведением и мимикой транслирует детям жалость, сочувствие, недоверие, брезгливость, страх, тревожность, подозрительность. Это данные, полученные российскими психологами, подтверждаются результатами исследований поль- ских и чешских коллег. Аксиосфера педагога, имеющего значительный опыт профессиональной деятельности, отличается стабильностью, инертностью, ее чрезвычайно сложно перестроить. Сложность перестройки системы профессио- нальных ценностей опытного учителя связана также с его высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний, с профессиональными деформациями. Аксиосфера студентов часто противоречива, их самооценка неустойчи- ва, уровень притязаний варьирует в зависимости от различных обстоя- тельств. Ценностные приоритеты более подвижны, могут быть преобразова- ны путем направленной адресной деятельности преподавателя университета. В сознании молодого человека слабее представлены негативные стереотипы относительно детей с особыми образовательными потребностями. Для ус- пешной профессиональной деятельности выпускника важно включить поня-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=