Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 407 ские признаки, гендер же – признак только социологический, который может быть изменён или замаскирован. Таким образом, видя женщину или мужчину, человеку не обязательно проверять его первичные половые признаки; ему будет достаточно внешних признаков, включенных в гендер: одежды, прически, фи- гуры, черт лица и прочих. Поэтому, транссексуалам и гермафродитам прихо- дится очень сложно: люди ориентируются на материальные признаки их генде- ра, а не на их внутренне переживания собственного пола. Соответственно, ген- дер формирует многие проблемы этического характера, связанные с принятием обществом людей, не вписывающихся в признаки гендера. Главный смысл концепции гендерной стратификации – это упорядочива- ние человеческих взаимоотношений, в зависимости от определенной культуры. Легче всего разбить общество по половому признаку, создав гендер, который не основывается на физиологической принадлежности человека (а так же не осно- вывается на индивидуальных особенностях личности), а строится на матери- альных (то есть физических) качествах и предметах культуры (позволяющие отнести человека к тому, или иному полу). Для знака (гендера) общего впечат- ления хватает, чтобы составить какие-либо ожидания от определенного челове- ка, и эти полоролевые ожидания могут разниться с его полом. Поэтому, кон- цепция гендера – это концепция знака; знак, который придаёт значение качест- вам и характеристикам и не стоит у истока этих качеств (в отличие от пола). Этот знак даёт смысл индивидууму, как части социума, но, так же, этот знак может и обесценить что-либо, связанное с гендером. Так, например, эмоцио- нальность у мужчин обесценивается гендером, и, в лучшем случае, это качество (эмоциональность) становится нейтральным, бесполезным. В худшем случае, это качество воспринимается негативно, как мешающее, потому, что мужской гендер обесценивает это качество у мужчин. Таким образом, общество строит своё отношение к индивиду не за счёт точного знания о его настоящем поле, но за счёт гендерных стереотипов того или иного общества. Маскулинность – совокупность черт, присущих только мужчинам, но эти черты совершенно никак не связаны с тем, что природа за- ложила в сам мужской пол. В этом смысле, два главных объекта изучения в сфере гендера – это инден- тичность и стереотип, так как они затрагивают как общественный аспект, так и индивидуальный. Гендерная идентичность и её формирование – это сложный процесс, кото- рый начинается в раннем детстве и особо ярко проявляется в подростковом возрасте. На гендер ребёнка большое влияние оказывают родители, а формиро- вание гендерной самоиндентификации подростка зависит от его социального окружения. Большее внимание хочется уделить обсуждению гендерных стереотипов, влияющие на общий уровень отдельного человека в обществе и на уровень об- щества в целом. Здесь неразрешённым остаётся вопросом о том, порождает ли уже сформированное общество гендерные стереотипы, или же индивиды, под влиянием социокультурного опыта, сами решаются воспроизводить эти стерео- типы. Речь идёт о том, что действительно ли давление общество на индивида

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=