Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 404 ные и профессиональные ценности; в) на представления о должном, не зафик- сированные в кодексе, но традиционные для конкретного профессионального сообщества. В данной статье мы сконцентрируемся на моральных дилеммах, возникающих в сфере профессиональной этики, и постараемся определить аксиологические смыслы моральных дилемм в аспекте профессиональных и нравственных ценностей при принятии этически адекватных решений. Существует ряд ситуаций, в которых формируется моральная дилемма. Дилемма может сформироваться в личном пространстве при профессиональной деятельности и требовать разрешения в рамках индивидуальной морали, лично- го морального выбора. При этом возникают вопросы об ориентирах при поиске критерия разрешения такой моральной дилеммы. Нужно ли при поиске верного решения руководствоваться собственными представлениями о должном, или решение следует искать, опираясь на коллективный моральный опыт, сконцен- трированный в профессиональном этическом кодексе? Кроме того, моральная дилемма может сформироваться при принятии коллективных профессиональ- ных решений; в ходе разрешения конфликтов в профессиональной среде; при определении моральной стратегии предприятия (выбора стратегии соотноше- ния морали и рентабельности). Необходимо отметить, что существуют и искус- ственно смоделированные моральные дилеммы, широко используемые в этиче- ском образовании как предмет этической рефлексии[2]. Рассмотрим функции моральных дилемм. Они могут быть использованы 1) при моделировании ситуаций морального выбора в этическом образовании; 2) при обсуждении нравственных критериев принятия профессионального ре- шения; 3) при формулировке проблем профессиональной этики – чтобы ярче продемонстрировать этическую суть конкретной проблемы; 4) при определении (мониторинге) нравственных и профессиональных ценностей. Таким образом, моральная дилемма приобретает следующие ценностные смыслы в аспекте профессиональной этики: Формулировка моральной дилеммы помогает обозначить этический корень проблемы, перевести суть, например, производственного конфликта, на язык этики. В аксиологическом аспекте, такой «перевод» помогает обозначить кон- фликт ценностей и определить возможные этические инструменты разрешения этого конфликта. Систематизация моральных дилемм помогает в поиске ти- пичного ценностного критерия принятия решений, однако заметим – как уже было сказано ранее, этот критерий сам по себе не может быть универсальным, подходящим для любой ситуации – на первый план выходит алгоритм опреде- ления этого ценностного критерия. Моделирование моральной дилеммы помо- гает определить нравственные и профессиональные ценности в конкретном профессиональном сообществе. Почему аксиологический мониторинг пред- ставляется столь важным? Во-первых, современные профессиональные ценно- сти варьируются и изменяются, в зависимости от целей и конкретных проблем профессионального сообщества, в отличие от традиционных систем нравствен- ных ценностей, которые остаются базовыми, отличаются статичностью и неиз- менностью [3, с. 94–95]. Эту изменчивость необходимо учитывать и отслежи- вать. Мониторинг профессиональных ценностей необходим для формирования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=