Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 401 мифология фашизма позволяла немецкому обществу принимать реальность ге- ноцидов [2, с. 581]. Достаточно важным моментом политического мифотворчества, связанным с последним отличительным признаком политического мифа, является манипу- ляция системами ценностей, в частности, системой нравственных ценностей. Во имя легитимации прошлых режимов, с которыми вступала в открытую кон- фронтацию власть нынешняя (и даже более того, благодаря победе над кото- рыми нынешняя власть стала сама собой), в сознании масс необходимо совер- шить ценностный переворот. Однако переописание истории дело неблагодар- ное, оно требует смены нескольких поколений. Гораздо проще изменить оценку предыдущего режима во имя поддержания идеи «непрерывности» власти (ут- верждая ее трансцендентный/вечный характер). Для этого необходимо «уни- версализировать» нравственные требования прошлого и настоящего – а именно, отменить нравственное осуждение предыдущей власти в отношении ее к наро- ду. Таким образом, утверждая преемственность власти, современная власть от- меняет ценность индивида (жизни отдельного человека, или небольшой этниче- ской группы) во имя ценности народа–государства. Можно сделать вывод, что политический миф приобретает особый смысл на фоне современных глобальных политических процессов по причинам воз- растающей публичности политики; тенденции создания продуманных сценари- ев поведения публичного политика; связи политики и бизнеса; общего кризиса нравственных ценностей; столкновения культур и ценностей, происходящих вследствие глобализации. Рост технологий информационного общества расши- ряет средства пропаганды – в современных условиях непрерывного информа- ционного потока, общедоступности информации любая информация претенду- ет на истинность и, одновременно, любая информация может быть ложной. Не- уверенность в истинности информации также является важной причиной рож- дения политических мифов. Можно ли сказать, что политический миф особен- но характерен именно для современности? На этот вопрос нельзя ответить од- нозначно: «политический миф так же древен, как сама политика, которую со- провождают мифы о космической природе власти, о народоправии, о подвигах героев, о справедливом монархе, о политическом совершенстве государства и его моральности (как у Платона) и т. д. Каждая эпоха добавляла новые или обновленные мифы: о монархе – носителе воли народа, наместнике Бога на земле (Р. Филмер), о единственном суверене (см. Ж. Боден), об олицетворении абсолютного духа (Г. В. Ф. Гегель) и т. д.» [2, с. 581]. Таким образом, можно лишь признать, что политический миф неизбежное явление – он является неотъемлемой частью политического сознания, однако, необходимо отметить, что активное распространение политических мифов на- чинается во время различных кризисов. В этом смысле, важно отметить, что информированность граждан о политическом мифе, его содержании, его пози- тивных и негативных смыслах, трезвая оценка влияния существующих полити- ческих мифов на систему нравственных ценностей – необходимые признаки гражданского общества, предупреждающие негативные последствия политиче- ской мифологизации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=