Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 400 тической (ситуации в социуме) ситуации. Таким образом, политический миф – это не только дописывание и приписывание (личности, политической системе и т.п.) каких-то не существующих черт или характеристик, но это полное пере- описание реальной политической ситуации. Политический миф создает особое политическое мышление, которое можно охарактеризовать как мифологическое. Мифологическое мышление как таковое характеризуется неспособностью человека вычленить себя из окружающей дейст- вительности («Мира как целого» – в мифологическом прочтении реальности). В этом смысле стоит провести сравнительный анализ политического и классиче- ского мифов. Между этими двумя видами мифов существует ряд одинаковых при- знаков: во-первых, познание заменяется эмлционально-чувственным восприятием мира; во-вторых их объединяет схожая типология. Как в политике, так и в класси- ческой мифологии существуют следующие типы мифов: 1. Мифы-легенды (трактовки событий, их причин и роли участников), 2. Исторические мифы, мифы-предания (о политических событиях и под- вигах прошлого и их участниках), 3. Мифы о героях (политических деятелях) [2, с. 580–581]. В мифологии время становится наполнено особым смыслом – события, описанные в мифе, в каком контексте истории бы они не происходили, кажутся отделенными от настоящего момента значительным количеством лет или даже столетий; любое из этих событий становится идеальным первообразом, идеаль- ной формой, эталоном для всех последующих событий, происходящих сейчас, или тех, которые будут происходить в будущем. В чем заключаются отличия политического мифа от классического (архаи- ческого) мифа? Анализ литературы позволил установить следующие отличи- тельные признаки: 1. Политический миф, как правило, привязан к конкретной политике, кон- кретной политической системе. 2. Он активно популяризируется, обращаясь к здравому смыслу, к рацио- нальному началу, при этом стимулирует эмоционально-чувственную сторону че- ловеческой натуры. При популяризации политического мифа используются про- пагандистские средства, обладающие конкретно направленным действием. По- литический миф стимулируется также и самим массовым сознанием, которое по- степенно мифологизируется, начиная воспринимать миф как истинную историю. 3. Возникновение политического мифа может быть как спонтанным, сти- хийным, так и целенаправленным (так, в экстремальных условиях спонтанно появляются политические мифы, необходимые для объединения нации, обще- ства, но намного чаще создание политического мифа – целенаправленная и продуманная идея, привязанная к конкретным политическим целям). 4. В отличие от классического мифа, нравственные смыслы мифов полити- ческих могут быть прямо противоположными. Так, политический миф может положительно стимулировать общественные процессы, но он может выступать и как маневр, отвлекающий общественный интерес от истинного положения вещей, выставляющий истину в искаженном свете, что часто можно было на- блюдать в истории на примере тоталитарных обществ. Например, политическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=