Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 40 осознать инклюзию как социальную и культурную ценность, как детерминанту защищенности ребенка. Педагогическое сообщество пытается решить вопрос, каким образом обеспечить комфортные образовательные условия для каждого ученика независимо от состояния его здоровья. Инклюзивное образование как одна из возможных, перспективных и демократических моделей совместного обучения всех детей, гарантирует право ребенка и его родителей на выбор места, формы, содержания и маршрута образования. Эффективность реализа- ции образовательной инклюзии зависит от множества социальных, экономи- ческих, психологических факторов. Но, прежде всего, успешность инклюзии определяется готовностью педагога работать в условиях полисубъектного об- разовательного пространства. Формирование такой готовности не происходит спонтанно, а требует целенаправленной, систематической и последовательной работы. Трудности инклюзивной практики чаще всего связаны с наличием у педагогов страхов и предубеждений относительно детей с особыми образо- вательными потребностями. Проблема безопасности образовательной среды в условиях инклюзии при- обретает особенно актуальное звучание, так как инклюзивная среда является потенциально более опасной, чем однородная, не включающая детей с особыми образовательными потребностями. Анализ исследований в области гуманистической психологии убеждает: пол- ноценное развитие личности предполагает, прежде всего, удовлетворение ее по- требности в безопасности. Только в этом случае личностные ресурсы будут на- правлены на собственное развитие, а не на защиту от возможной угрозы. Психо- логическая безопасность школьников и педагогов представляет собой специфиче- ское эмоциональное состояние, обусловленное переживанием психологического благополучия, защищенности, комфорта, отсутствием тревожности, страха, фру- страции и стрессов. Образовательная среда – это психолого-педагогическая ре- альность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также потенциальные возможности для ее развития, находящиеся в структуре социального и пространственно-предметного окружения. Безопас- ность среды связана с позитивным отношением к ней всех субъектов образова- тельного процесса, с высокими показателями индекса их удовлетворённости взаимодействием и защищённости от психологического насилия. Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде разви- вающий характер, позитивно влиять на самочувствие всех субъектов образова- тельного процесса. Ребенок в этих условиях переживает положительные эмо- ции, оптимизм, доверие к своему опыту, веру в свои возможности. Наиболее постоянной и все возрастающей опасностью для детей остается психологиче- ское насилие педагога. Принуждение, давление, агрессивное поведение учите- ля, унижение, оскорбление школьника – все это тривиальная повседневность, имеющая серьезные последствия в будущем ребенка. Профессионально- педагогическая среда оценивает инклюзию как социальную и личностную по- требность ребенка, а не как модный тренд. Учитель должен быть в состоянии ослабить или нейтрализовать негативное воздействие среды на субъектов обра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=