Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 4 К. А. Подрезов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭФФЕКТ ДАННИНГА-КРЮГЕРА И СИСТЕМЫ РАНЖИРОВАНИЯ: К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Аннотация. В статье рассматриваются некоторые тенденции, возникающие в отече- ственной науке в области публикационной активности. Дается попытка их объяснения с точ- ки зрения психологического эффекта Даннинга-Крюгера. Предложено авторское объяснение причин появления отдельных негативных тенденций в сфере публикационной активности. Ключевые слова: эффект Даннинга-Крюгера, публикационная активность. Вне всяких сомнений, распространение научного знания возможно только посредством научной коммуникации. Бесспорно, научной публикации здесь от- ведена важнейшая роль. Естественное желание ученого, совершившего какое- либо научное открытие, прежде всего, поделиться этим знанием с коллегами; неважно, какой характер носит это открытие – глобальный или локальный, прикладной или фундаментальный. В связи с этим, публикационная активность есть процесс естественный. Является ли таковым процесс управления ею? Яв- ляется ли количество публикаций объективным мерилом авторитетности уче- ного? Вопросы совсем нетривиальные и, к тому же, не раз поднимаемые в на- учных дискуссиях. В рамках данной статьи позволим себе несколько размыш- лений о публикационной активности, а самое главное о другой стороне медали процесса роста данного явления. Прежде всего, рассмотрим понятие «эффект Даннинга-Крюгера». Опреде- ление данного понятия звучит достаточно резко: «менее компетентные люди имеют в целом более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям более компетентным, которые к тому же в своих оценках значительно занижают свои способности» [1]. Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер – сотрудники кафедры психологии Корнелльского университета – выдвинули ги- потезу о существовании этого эффекта в 1999 году. В основу их предположения легла популярная фраза Дарвина о том, что невежество рождает уверенность ча- ще, чем знание. Кстати, аналогичную мысль высказывал ранее и Бертран Рассел, который говорил о том, что глупые люди излучают уверенность, а те, кто многое понимают, полны сомнений. Интересно, что даже открытия в психологии не об- ходятся без курьеза. К своим рассуждениям на эту тему Д. Даннинга и Д. Крюгера подтолкнул любопытный случай: американские полицейские пой- мали вора, успевшего к тому времени ограбить уже два банка. Его удивлению не было предела, так как перед каждым преступлением он наносил на лицо лимон- ный сок, полагая, что так оно не фиксируется камерами видеонаблюдения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=