Университет XXI века: научное измерение
Философия, культура и этика в современном мире 399 А. Ю. Каширин, Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия «политический миф», его при- знаков, места в системе культуры и значения в политике. Проводится сравнительный анализ смыслов политического и классического мифов. Определяется значение политического мифа для общественного сознания, его влияние на трансформацию нравственных ценностей. Рас- сматриваются положительные и негативные смыслы политического мифа в условиях совре- менных глобальных политических процессов. Ключевые слова: политический миф; политическое сознание; признаки политического мифа; политическое мифотворчество; трансформация нравственных ценностей, глобализация. Вопрос о политическом мифе становится особенно актуальным в условиях глобализации, порождающей межкультурную и межнациональную напряжен- ность, а также в условиях современного кризиса ценностей. В таких условиях важно определить ценностные критерии в политике, понимать реальное соот- ношение политики и этики, особенно это касается области международной по- литики. Что такое политические мифы, каково их содержание, как политиче- ское мифотворчество влияет на систему ценностей – все эти вопросы приобре- тают особую остроту в современном обществе. Политическая деятельность в современном мире становится своеобразным шоу, политик, зачастую – это еще и писатель, и публичная личность, которая транслирует в общество определенные мнения о политической ситуации, де- монстрирует традиционные или необычные системы ценностей. Публичность современной политики – это одна из причин, и одно из следствий создания по- литических мифов. Так, Хорхе Л. Борхес сравнивает деятельность политика с деятельностью писателя – им обоим теперь необходимо быть фигурами пуб- личными, чтобы быть успешными, отразиться в памяти современников[1, с. 135]. Так происходит слияние личности политика с тем событием, которое является, по сути, функцией правления (иначе зачем править если не происхо- дит улучшение качества жизни?). Например, публичные политики часто заяв- ляют о себе в СМИ на фоне всеобщих достижений. И тогда эти достижения на- чинают ассоциироваться с политиком, а политик – с ними; они становятся си- нонимами друг друга, зачастую подменяют друг друга. Это один из примеров того, как политический миф создается вокруг фигуры публичного политика. Каково содержание политического мифа? Так, И. И. Кравченко определя- ет, что «политический миф – превращенная форма политического сознания, в котором знание и понимание фактов политики замещается образами, симво- лами, вымыслами, легендами и верой в них» [2, с. 580]. Стоит также особо отметить что, в политическом мифе подчеркнута прин- ципиальная оторванность реального политического решения от реальной поли-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=