Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 396 Г. В. Валеева, А. А. Терехов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И НЕВЕРИЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» Аннотация. В работе показано, что идея «истинной веры», по мнению Ф. М. Достоев- ского, одна из важнейших в человеческом существовании. Вера в Бога, принятие его и его нравственных идеалов, согласно мыслителю, приведет человека к благополучию, а отрица- ние и отречение от веры и Бога - к катастрофе. Ключевые слова: добро, зло, Бог, вера, неверие, нравственность, нравственный идеал, духовность. Проблема веры человека и его неверие, является одной из центральных в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Так или иначе, о Боге и ве- ре задумываются многие герои романа: и лакей Смердяков, мыслящий о вере грубо и пошло; и старец Зосима, который служит примером преображённого человека, осознавшего смысл своего существования; и Фёдор Карамазов, но скорее задумывающийся о наказании божьем за грехи, чем о Боге вообще. Отдельно в свете этой проблемы стоит рассмотреть каждого из братьев. Младший – Алексей Карамазов, в начале романа был послушником в монасты- ре, под наставничеством старца Зосимы. Общение со старцем повлияло и на его веру, он следует идеалам Христа, относится к каждому с любовью и понимани- ем. После смерти старца выходит из монастыря, так как старец благословлял его на служение в миру. Следует отметить, что здесь проходит идея о том, что деятельная любовь к людям гораздо более востребована, чем заточение в мона- стыре). Вообще, суждений о Боге от Алексея в ходе повествования очень мало – на наш взгляд, этот герой предстает хоть и как носитель «правильного» отно- шения к Богу и религии, однако, в отличии от братьев, его вера не подвергается каким-либо особо тяжким испытаниям. Скорее всего, он как бы является идеа- лом и тем человеком, который мог бы вывести их душевных терзаний своих братьев, что он, собственно говоря, и делает в романе. Старший брат – Дмитрий Карамазов, в начале романа предстает как ти- пичный дворянин из классической литературы: тратит отцовские деньги, кутит. Про веру его тоже большую часть романа не говорится, но Дмитрий, тем не ме- нее, служит основным примером преображения человека перед Богом – множе- ственные моральные терзания, обвинения в смерти отца преображают его ради- кально, хотя, как сам он отмечает, почва для этого уже была в его сознании: «...воскрес во мне новый человек! Был заключен во мне, но никогда не явился, если бы не этот гром»[1]. Здесь, на наш взгляд, проходит идея осознания экзи- стенции перед каким-либо потрясением, о которой уже говорилось ранее. Дмитрий в тюремном заключении уже жаждет своего воскрешения, как челове-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=