Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 394 мышления, видение человеком окружающего мира и своего места в этом мире, способ понимания мира через некую призму собственного восприятия. Раскрытие проблемы влияния социума на реализацию собственного пред- назначения прослеживается в философском романе Г. Гессе «Игра в бисер». Автор на основе сопоставления судеб двух друзей Плинио Дезиньори и Иозефа Кнехта, раскрывает взаимоотношения и взаимовлияния общества и каждого от- дельного человека. Оба героя романа чувствовали призвание и тягу к опреде- ленному делу, профессии, но П. Дезиньори был подавлен социумом, тогда как И. Кнехт смог справиться с общественным мнением и исполнить свое предна- значение. Плинио Дезиньори, человек «из мира», вольнослушатель касталийских курсов научился в Вальдцельской школе пониманию сути вещей, глубокому анализу различных ситуаций, что дало ему возможность самоопределиться, найти себя. Благодаря полученным знаниям и чувству внутреннего превосход- ства, молодой человек хотел завоевать мир. Но социум оказался по отношению к Дезиньори жестоким, так как родина не ждала возможности «обнять» Плинио и признать его индивидуальность. Ребяческая вера в себя, наивное ощущение счастья разбились о жестокую действительность. Герой, определивший целью соединение в себе принципов родного и касталийского общества, выступление между ними в качестве посредника, переводчика и миротворца, потерпел «про- вал» [1]. Не имея возможности сопротивляться жестокости социума, Плинио приспособился к сверстникам, педагогам, обществу в целом, потерял заложен- ное глубоко внутри преимущество перед ними, «убил свою внутреннюю свобо- ду и индивидуальность» [1]. Сам герой романа говорил об этом так: « Мир был сильнее, чем я, он медленно подавил меня и поглотил» [1]. Как слабый разоча- рованный в себе человек, Дезиньори стал искать общества сильных людей, спо- собных разжечь внутренний огонь, дать силу для новых свершений. Но, поте- рянное душевное равновесие, только усугубляло несчастье героя, так как пре- давший себя однажды, больше не может по-настоящему реализовать свой внут- ренний потенциал, взойти на более высокие ступени бытия. Противоположными качествами и жизненными принципами автор романа наделил Иозефа Кнехта. Этот сильный духом человек, несмотря на мнение об- щества, выбрал свой путь, рискнул пойти против сложившейся системы. Так произошло, что на определенной ступени жизни Кнехт раскрылновые грани существования, познал важные стороны своего «Я». Будучи Мастером Игры, главный герой покинул высокий пост, стал простым учителем и воспитателем. Неодобрение данного поступка социумом, не смогло поколебать веру Кнехта в правильность своих действий. Несмотря на проявленную «дерзость», герой не потерял чувства собственного достоинства перед товарищами и начальством, смог обосновать верность избранного пути. И. Кнехт не побоялся заявить о се- бе, как об индивидуальности, и эта вера в собственные силы дала ему энергию для новых свершений: «счастье свободы и независимости пробирало его, как крепкий напиток; как давно не знал он этого ощущения» [1]. Кнехт верил, что новый путь подарит ему единомышленников, объединение с которыми будет благоприятно для всех. В действительности так и произошло, в жизни главного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=