Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 39 И. Л. Федотенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Т. Захарук Естественно-гуманитарный университет, Седлице, Польша ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ∗ Аннотация. В статье рассматриваются вызовы и риски инклюзивной образовательной среды. Обосновывается категория психологической безопасности образовательного про- странства класса, выделяются основные индикаторы и маркеры. Описаны результаты совме- стной с белорусскими исследователями научной деятельности. Представлен опыт теоретиче- ского исследования и практической реализации инклюзии в университетах славянских стран. Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными по- требностями, психологическая безопасность. Начало двадцать первого столетия ознаменовалось расширением инклю- зивного образовательного пространства России – «инклюзия без границ» – до- школьное, школьное, вузовское, дополнительное и т. д. Сегодня реальной образовательной практикой для большинства россий- ских школ является инклюзия в широком и узком смысле этого понятия. В рос- сийской традиции инклюзия рассматривается только как включение в единое образовательное пространство класса детей и подростков, чье развитие соот- ветствует норме, и учащихся с ограниченными возможностями физического и психического здоровья, то есть, «в узком смысле». Вместе с тем, инклюзив- ное образование предполагает включение в целостный образовательный про- цесс школьников разных культур, конфессий, национальностей, детей из семей мигрантов, беженцев, одаренных учеников, учащихся, имеющих проблемы в личностном развитии (инклюзия в широком значении этого термина). Про- странство каждого класса отличает значительный разброс культурных, нацио- нальных, религиозных ценностей, мировоззренческих позиций, интересов, по- требностей, запросов. Инклюзивная образовательная среда – это миниатюрная модель современного общества, позволяющая каждому ребенку получить соб- ственный опыт взаимодействия с разными детьми. Создание психологически безопасной инклюзивной среды рассматривается как средство, позволяющее преодолеть социальную изоляцию детей с особыми потребностями. Выпускнику педагогического университета предстоит осуществлять профес- сиональную деятельность в гетерогенной ситуации и для него особенно важно ∗ Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 16-26-01007

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=