Университет XXI века: научное измерение

Химия, биология и физиология 381 языком, начиная с начальной школы. Изложение опирается на абстрактно- логическое мышление, с которым в настоящее время у большинства школьни- ков имеются проблемы. Абстрактно-логический компонент, на наш взгляд не- оправданно усилился даже в начальной школе, когда, в силу возрастных осо- бенностей восприятия детей, обучение должно опираться на простые формули- ровки и конкретно-образные примеры. Чего стоит первокласснику выучить «переместительный закон сложения» по сравнению с формулировкой «от пере- мены мест слагаемых сумма не меняется»? Что же делать с детьми, которые не готовы к школьному обучению? В свое время [3] предлагались разные варианты решения проблемы неготовности де- тей к школе: 1. Забирать из школы и путем тренировок доводить до необходи- мого уровня готовности. Такой вариант предлагали авторы тестов на школьную зрелость (Ф. Л. Илг и Л. Б. Эймс, Я. Йерасек, А. Керн); 2. Обучать по особым программам и постепенно «подтягивать» до необходимого уровня готовности или выравнивать уровень готовности детей. (Д. П. Озубел); 3. Некоторые авто- ры (P. M. Брендт, Ф. Т. Тайлер) изучают готовность ребенка к школе с точки зрения требований современного обучения. Можно предположить, таким обра- зом, третью точку зрения: тесты на школьную зрелость должны соответство- вать изменениям в самой системе современного школьного обучения, т.е. надо изменить тесты на школьную зрелость. В конечном итоге мы получаем альтернативу: либо адаптировать школь- ную программу под особенности развития детей, либо скорректировать условия развития детей, чтобы они могли адаптироваться к школьной программе. В коррекции вероятно нуждается и инструментарий оценки, т. е. сами тесты на школьную зрелость. В данной работе мы излагаем только наши предположения и размышле- ния, основанные на полученных результатах и анализе литературных источни- ков. Окончательные выводы требуют проведения специальных исследований. Такие исследования стоят в плане работы нашей проблемной группы. Литература 1. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.– М.: Изд. центр «Академия», 2000. 2. Маркова, М. П. Исследование динамики школьной зрелости дошколь- ников г. Тулы / М. П. Маркова, Е. А. Родина, К. А. Каспарова и др. / Инноваци- онные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всерос. на- уч.-практ. конф. с междунар. участием.– Тула: Изд. центр ТГПУ им. Л. Н. Тол- стого.– 2015.– С. 3–10. 3. Омельченко, Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готов- ности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста / Е. М. Омельченко // Науч. обеспечение системы повышения квалификации кад- ров.– 2009.– № 2.– С. 68–76.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=