Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 380 пьютером и привыкают к постоянному мельканию картинок, что делает вос- приятие фрагментарным, вырванным из контекста, т. е. без прошлого и буду- щего. Дети привыкают к быстрому развитию событий в компьютерных играх, к действиям без рассуждений и размышлений о причинно-следственных связях. Чтение в этом случае вызывает неприятие. В школе такой ребенок не хочет чи- тать учебник. Точнее сказать не может, потому что это долго, нудно, требует вникания в смысл написанного и в сложные, непонятные логико-грамма- тические конструкции. Даже старшеклассники в большинстве своем не читают учебники, предпочитая им конспекты объяснений учителя, который коротко в «отжатом» виде излагает материал. Есть еще одно обстоятельство, связанное с ранним использованием ком- пьютерных технологий, которое влияет на развитие речи. Известно, что II-ая сигнальная система мозга развивается на основе I-ой сигнальной системы, т.е. для развития речи ребенку необходимо воздействие конкретных факторов сре- ды: звуков, запахов, вкусовых, зрительных, тактильных раздражителей. Ребе- нок должен двигаться. При этом развивается мышечное чувство и чувство рав- новесия. Критическим периодом развития I-ой сигнальной системы считается период до 3-х лет, а II-ой сигнальной системы – до 5 лет. Сидя за компьютером, дошкольник испытывает воздействия, которые не могут заменить конкретные раздражители, воспринимаемые с помощью анализаторов. Ре- бенок лишен возможности тактильной манипуляции с различными предметами, жи- вотными и людьми. Он лишен возможности играть, в том числе и в ролевые игры, что негативно сказывается на развитии в целом и на развитии речи в частности. Кроме того, речевое сопровождение компьютерных игр примитивно и с компью- тером невозможно адекватно вербально общаться. Таким образом, речевое об- щение с людьми, как главный фактор развития II-ой сигнальной системы, в этом случае оказывается также недостаточным. Все перечисленные выше об- стоятельства тормозят развитие речевой функции у современных детей. Итак, форма подачи информации с самого раннего детства изменилась, она стала более образной, что способствует развитию правого полушария, а не ле- вого, которое у большинства людей играет ключевую роль в развитии речи и абстрактно-логического мышления. Таким образом, к 6–7 годам, когда дети начинают делиться на «художников» и «мыслителей» мы чаще всего имеем де- ло именно с «художниками», в то время как процесс школьного обучения тре- бует от них развития абстрактно-логического мышления и способностей к вос- приятию устной и письменной речи. В советское время одним из недостатков дошкольного и школьного образования считалось то, что оно было ориентиро- вано на развитие абстрактно-логического мышления и дети художественного типа часто испытывали трудности в обучении, т. к. они не имели возможности в полной мере овладеть абстрактно-логическим и развивать конкретно- образное мышление, а также присущие им творчество и интуицию. В настоя- щее время ситуация усугубляется тем, что логику в школе усиленно пытаются развивать, не учитывая тот факт, что дети изменились. Отдельно хочется сказать о школьных учебниках. За последние годы они очень изменились. Во-первых, авторы излагают материал сложным научным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=