Университет XXI века: научное измерение

Химия, биология и физиология 379 ти, в 2015 г. – 22 дошкольника г. Тулы, в 2016 г. – 42 дошкольника г. Плавска Тульской области. Исследование, проведенное нами в 2015–16 гг. показало, что 7-летние дети хуже справляются с тестом на уровень развития II-ой сигнальной системы, чем их сверстники в 2005 г. (рис. 1). Этот тест состоит в том, что ребенку предлага- ется нарисовать мужчину или женщину, мальчика или девочку, бабушку или дедушку. Уровень развития изобразительной деятельности коррелирует с уров- нем развития речи. Поэтому с помощью данного теста можно проверить уро- вень развития II-ой сигнальной системы дошкольника. Рис. 1. Результаты изучения уровня развития второй сигнальной системы у 7-леток по созданному после словесной команды рисунку (оценка в баллах) Примечание к рис. 1.: чем выше оценка в баллах, тем ниже уровень развития второй сигнальной системы. Возникает закономерный вопрос о причинах такого отставания. На наш взгляд, скорее всего это связано с изменением условий развития ребенка. Мозг человека – всего лишь механизм, данный человеку от природы, но в каком на- правлении он будет развиваться зависит от средовых воздействий, т. е. условий жизни и воспитания. В настоящее время эти условия значительно изменились. Изменения произошли быстро и продолжают развиваться очень высокими тем- пами. Прежде всего они связаны с агрессивным внедрением в нашу жизнь ком- пьютерных технологий информационного воздействия. Знакомство с такими технологиями происходит, начиная с раннего возраста. Дети очень быстро ос- ваивают планшеты, гаджеты и ноутбуки. И это хорошо, т. к. жизнь современно- го человека без этого невозможна. Плохо то, что эти средства коммуникации заменяют им реальные игры, игрушки, книги и живое общение. Большинство родителей не читают детям книг, не рассказывают сказок, и не дают ребенку возможности мысленно представить прочитанное и расска- занное, возможности следить за сюжетом от начала до конца, возможности об- суждать и понимать прочитанное, строить логические цепочки и делать на их основе прогнозы событий. Вместо этого дети много времени проводят за ком-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=