Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 378 М. П. Маркова, Т. О. Устинова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация. В работе представлен сравнительный анализ результатов тестирования школьной зрелости дошкольников Тульского региона, проведенного в 2005, 2015 и 2016 гг. Показано снижение уровня развития второй сигнальной системы мозга. Заметные изменения произошли за довольно короткий период. Авторы предполагают, что это связано с изменени- ем условий развития: живое общение и воздействие реальных раздражителей современным детям заменяет компьютер. Ключевые слова: гетерохронность, школьная зрелость, речевая функция, сигнальные системы мозга, информационно-компьютерные технологии. Гетерохронность – одна из закономерностей роста и развития. Она подра- зумевает неравномерность роста и развития во времени, неодновременность со- зревания биологических структур. Гетерохронность может наблюдаться на раз- ных уровнях организации: на уровне системы органов – внутрисистемная гете- рохронность, на уровне организма – межсистемная гетерохронность, а также на уровне возрастной группы – внутригрупповая гетерохронность и на уровне по- колений, эпох – эпохальная гетерохронность. Наше исследование связано с понятиями внутригрупповой и эпохальной гетерохронности и проводилось по плану работы проблемной группы «Состоя- ние здоровья и особенности развития детей и подростков», которая занимается изучением этого вопроса более 15 лет на примере школьной зрелости. Понятие школьной зрелости имеет вариабельность трактовок [1, 3], но их объединяет то, что школьная зрелость характеризует готовность детей к началу систематиче- ского школьного обучения. Школьная зрелость определяется по ряду критериев: уровень физическо- го, психического и социального развития, состояние здоровья. Минимальным набором тестов на школьную зрелость является так называемая триада Керна- Иразека [2, 3], которая используется в наших исследованиях с начала 2000-х г.г. в одних и тех же возрастных группах детей. Поэтому полученные за это время данные можно сравнивать и делать выводы, не только о различиях внутри возрастной группы, между возрастными группами, но и о разнице ме- жду поколениями. Сравнительный анализ результатов исследований нашей проблемной группы показал, что особенно значимые изменения в уровне готовности де- тей к школе, произошедшие за последние 10–11 лет, касаются уровня разви- тия II сигнальной системы мозга, связанной с развитием речи. В 2005 г. нами было обследовано 32 дошкольника г. Тулы и г. Ясногорска Тульской облас-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=