Университет XXI века: научное измерение

Химия, биология и физиология 377 рушений зрения – на 30 %, болезней уха – на 34 %, кровообращения – на 18 %, дыхания – на 24 %, пищеварения – на 25 %, костно-мышечной и мочеполовой системы – на 17 %. Снизилось только количество психических расстройств не психотического характера: по одним данным – на 5 %, а по другим на 14 %. При этом в возрастной группе от 15 до 17 лет на 24 % увеличилось число под- ростков, которым оказывалась консультативная помощь по поводу психических расстройств и расстройств поведения, в то время как в возрастной группе до 14 лет количество таких детей практически не изменилось [1]. 3. Таким образом, за период с 2005 по 2014 гг., по данным медицинской статистики, негативная динамика в состоянии здоровья наблюдалась только в группе подростков 15–17 лет, что, возможно, связано с психотравмирующей ситуацией, вызванной подготовкой к ЕГЭ, напряженным графиком учебной ра- боты, ситуацией неопределенности в вопросе выбора вуза и будущей профес- сии. Если учесть, что все это протекает на фоне нейроэндокринных перестроек, связанных с половым созреванием, то ухудшение состояния здоровья вполне объяснимо. 4. В возрастной группе до 14 лет динамика в основном положительная, что возможно связано с внедрением здоровьесберегающих технологий в учебный процесс в период с 2002 по 2014 г.г. Однако, необходимо учесть, что это данные по возрастной группе от 0 до 14 лет и их невозможно сравнивать с результатами исследований, которые проводились в конце 90-х г.г., т.к. в тот период состояние здоровья школьников и дошкольников рассматривалось отдельно. Поэтому, не- смотря на данные статистики, объективных данных о состоянии здоровья детей школьного возраста на сегодняшний день нет. Увеличение количества заболева- ний в возрастной группе от 15 до 17 лет может косвенно свидетельствовать об ухудшении состояния здоровья школьников в целом, а, стало быть, о недостаточ- ной эффективности здоровьесберегающих технологий в работе образовательных учреждений. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что здоровьесбере- гающая работа – не единственный фактор, влияющий на здоровье школьников. 5. В дальнейшем мы планируем выяснить показатели состояния здоровья детей и подростков в школах г. Тулы и сравнить их с аналогичными результа- тами, полученными в начальный период внедрения здоровьесберегающих тех- нологий в работу образовательных учреждений. Литература 1. Агеева, Л. И. Здравоохранение в России: Сб. ст. / Л. И. Агеева, Г. А. Алек- сандрова, Н. М. Зайченко и др.; Под ред. М. А. Дианова и С. Ю. Никитиной.– М., 2015. 2. Маркова, М. П. Школьная гигиена: Рабочая тетрадь студента / М. П. Мар- кова.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2007. 3. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образова- тельных учреждениях / Под ред. О. И. Хомоты // Библ. журн. «Вестник образо- вания» (Управление образованием. Проблемы, поиски, решения).– М.: ПРО- ГРЕСС.– 2003.– № 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=