Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 376 По данным научного Центра здоровья детей РАМН, число здоровых до- школьников в конце 90-х г.г. уменьшилось в 5 раз по сравнению с предыдущи- ми десятилетиями и составляло лишь около 10 % от контингента детей, посту- пающих в школу. Более 70 % дошкольников и младших школьников имели функциональные отклонения в состоянии здоровья (заболевания опорно- двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, пищеварения, аллер- гия), 50 % детей страдали хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой системы, а также аллергиями. У 60 % детей отмечалась физиологическая незрелость, у 20 % – дефицит массы тела. Кроме того, каждый третий ребенок, поступаю- щий в школу, имел сниженную остроту зрения, у 60–70 % детей был отмечен кариес. Эти данные предъявляли школьному обучению требование обратить серьезное внимание не только на здоровьесберегающие, но и на здоровьефор- мирующие технологии обучения и воспитания [2, 3]. В последующие годы вопрос тщательно прорабатывался как теоретиками, так и практиками. Появлялись школы, работающие по программе «Здоровье», создавались учебные пособия, программы, открывались магистратуры по про- филю «Здоровьесберегающие технологии в образовании», защищались много- численные диссертации по данной проблеме. Возникло целое направление в педагогике – здоровьесберегающая педагогика, разрабатывались теоретиче- ские основы, принципы, методы, приемы и т. д. Дало ли это ожидаемые резуль- таты? Улучшилось ли состояние здоровья детей и подростков? 1. Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к статистическим данным Минздрава РФ, которые сообщают, что в период с 2005 по 2014 гг. состояние здоровья детей в возрасте от 0 до 14 лет в основном стабилизировалось. По ре- зультатам профилактических осмотров практически не изменилось количество детей с нарушениями слуха и зрения, дефектами речи, болезнями мочеполовой и костно-мышечной системы, незначительно увеличилась заболеваемость ды- хательной системы, незначительно снизилось количество эндокринных рас- стройств, нарушений пищеварения и кровообращения, примерно на 30 % уменьшилось количество детей с нарушениями осанки, на 40 % – количество детей с психическими расстройствами и на 36 % – количество детей с психиче- скими расстройствами не психотического характера, к которым относят асте- нический, фобический синдромы, расстройства внимания и пр., т. е. неврозы и невротические реакции. Статистика показывает так же снижение распростра- ненности алкоголизма (в 10 раз), наркомании (в 2 раза) и токсикомании (в 10 раз) в возрастной группе до 14 лет [1]. Интересно, что, по данным опросов 2014 г., примерно 71 % родителей оценивают состояние здоровья детей как хорошее, примерно 27 % – как удов- летворительное и только немногим более 1 % – как плохое и очень плохое [1]. 2. Совсем другая динамика были получена в этот же период по группе подростков 15–17 лет: по всем видам болезней был отмечен прирост заболе- ваемости и иногда весьма значительный. Количество новообразований выросло на 50 %, количество болезней крови – на 30 %, анемии – на 30 %, эндокринных расстройств и нарушений обмена – на 8 %, ожирения – более чем в 2 раза, на-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=