Университет XXI века: научное измерение
Химия, биология и физиология 375 М. П. Маркова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ Аннотация. В работе представлены данные о состоянии здоровья детей и подростков в конце 90-х годов прошлого века, которые заставили медицинское и педагогическое сооб- щество взяться за разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения. Ав- тор приводит также анализ официальной статистики за период с 2005 по 2014 гг. Показано, что объективных сведений о состоянии здоровья школьников за этот период нет, так как ста- тистика приводит обобщенные данные по возрастной группе от 0 до 14 лет. Однако, судя по сведениям, приведенным по возрастной группе от 15 до 17 лет, состояние здоровья школь- ников продолжает ухудшаться. Одной из причин может быть низкая эффективность здоровь- есберегающей работы в школах. Ключевые слова: здоровье детей, здоровьесберегающие технологии в образовании, статистические данные. В конце 90-х г.г., по данным разных исследовательских групп, работавших в разных регионах России, здоровыми оказались от 5 до 25 % школьников. В 1998 г. Минздрав России опубликовал следующие данные: в начальной шко- ле учится 11–12 % здоровых детей, в основной школе – 8 %, в средней школе – 5 %. Основными хроническими заболеваниями в 1 классе являются: ЛОР-заболе- вания, кариес, нарушения опорно-двигательного аппарата; в 10 классе – ЛОР- заболевания, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата. С 1 по 10 класс у школьников в 2 раза увеличивается количество сердечно- сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха; в 5 раз увеличивается количество эндокринных заболеваний [2, 3]. На состояние здоровья влияют и социально-экономические, и экологиче- ские факторы, и условия семейного воспитания, но от 20 % до 40 % негативных влияний на состояние здоровья, по мнению исследователей, связано именно со школой, в которой ребенок проводит до 70 % времени бодрствования в течение 11 лет [2, 3]. По данным Института возрастной физиологии РАО, количество заболе- ваний органов зрения и слуха увеличивается за годы школьного обучения в 5 раз, органов пищеварения – в 3 раза, количество психоневрологических от- клонений – в 4 раза. При этом 79 % детей школьного возраста имеют погра- ничные нарушения психического здоровья (неврозы и невротические реак- ции). В 1 класс приходит 20 % детей с подобными нарушениями психическо- го здоровья, а к концу первого класса таких детей – 70 %, что безоговорочно свидетельствует о негативном влиянии условий школьного обучения на здо- ровье детей [2, 3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=