Университет XXI века: научное измерение

Химия, биология и физиология 373 До экзамена среднее значение RR-интервала меньше нормы в обеих иссле- дуемых группах, что указывает на наличие нагрузки на сердечно-сосудистую систему в доэкзаменационный период. После экзамена происходит достоверное снижение длительности RR-интервала в группе девушек (на 13 %), а у юношей этот показатель практически не меняется. СКО превышает норму у студентов обеих экспериментальных групп до эк- замена. После экзамена значение СКО снижается в группе девушек и не меня- ется в группе юношей. Эти изменения указывают на повышение тонуса пара- симпатического отдела вегетативной нервной системы и активности автоном- ного контура регуляции сердечного ритма после сдачи экзамена. Значение Мо до экзамена ниже нормы в группе девушек, и после экзамена оно достоверно увеличивается, достигая нормальной величины. Средние значе- ния амплитуды моды в исследуемых группах незначительно превышают преде- лы нормы и в ходе эксперимента достоверно не меняются. Вегетативный показатель ритма ВПР позволяет судить о вегетативном ба- лансе: чем меньше величина ВПР, тем больше вегетативный баланс смещен в сто- рону преобладания парасимпатической регуляции. После экзамена значение ВПР статистически достоверно снижается в группе девушек (на 46 %), что свидетель- ствует о повышении парасимпатического тонуса, а в группе юношей значимо не меняется. Индекс напряжения (ИН) регуляторных систем отражает активность механизмов симпатической регуляции. По нашим данным, ИН у студентов до эк- замена, в среднем, в 2 раза выше, чем после экзамена. Это указывает на состояние напряжения регуляторных систем до экзамена за счет активации симпатического отдела вегетативной нервной системы. Но даже в этом случае значение ИН не вы- ходит за пределы нормы. Это свидетельствует о том, что во время экзамена у сту- дентов не возникает перенапряжения регуляторных механизмов и адаптация к стрессовому воздействию проходит в оптимальном режиме. Анализ спектральных показателей ВСР показал следующие результаты. У юношей после экзамена происходят изменения относительной мощности спектра во всех диапазонах: уменьшение относительной мощности в диапазо- нах очень низкочастотных и низкочастотных колебаний; увеличение относи- тельной мощности в диапазоне высокочастотных колебаний (HF) (на 11 %). В группе девушек спектральные показатели вариабельности сердечного ритма меняются в том же направлении, но значимо не меняется относительная мощ- ность в диапазоне очень низкочастотных колебаний. Таким образом, проведенное нами исследование показало, что экзамена- ционный стресс вызывает изменения сердечного ритма студентов. Это отража- ется в достоверном изменении статистических, индексных и спектральных по- казателей вариабельности сердечного ритма у студентов до и после экзамена. В экспериментальной группе юношей до экзамена наблюдается невысокие значения СКО, относительной мощности в HF диапазоне, что указывает на сниженный парасимпатический тонус вегетативной нервной системы. После экзамена значения этих показателей достоверно увеличиваются, что свидетель- ствует о повышении активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, как стресслимитирующего фактора. У юношей до экзамена

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=