Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 372 И. В. Красникова, Г. В. Красников Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ СТУДЕНТОВ Аннотация. Экзаменационный стресс вызывает достоверные изменения статистиче- ских, индексных и спектральных показателей вариабельности сердечного ритма студентов. Перед экзаменом значения показателей ВСР студентов отражают высокий уровень активно- сти симпатического отдела вегетативной нервной системы и центрального контура регуля- ции функций, что обеспечивает адаптацию к стрессовому воздействию. Изменения показате- лей вариабельности сердечного ритма более выражены в группе девушек по сравнению с юношами. Ключевые слова: экзаменационный стресс, вариабельность сердечного ритма. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вы- зывающих психическое напряжение у обучащихся средней и, особенно, выс- шей школы. Очень часто процедура подготовки и сдачи экзамена становится психотравмирующей ситуацией [2, 3]. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у сту- дентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрас- тании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатиче- ского отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза [2, 3]. Целью данной работы была оценка влияния экзаменационного стресса на по- казатели вариабельности сердечного ритма студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В нашей работе был использован метод вариационной пульсометрии по критериям Р. М. Баевского на основе регистрации электрокардиограммы [1]. Регистрацию ЭКГ проводили во втором стандартном отведении с помощью ин- тегрированного аппаратно-программного комплекса CONAN. Нами был проведен анализ кардиоритмограммы студентов 3–4 курсов до и после экзамена. В исследовании приняли участие 18 студентов (9 юношей и 9 девушек). В работе оценивали следующие показатели ВСР: статистические (среднее значение RR-интервала, Моду Мо, Амплитуду моды АМо, Среднее квадратиче- ское отклонение СКО); индексные (Индекс напряжения ИН, вегетативный по- казатель ритма ВПР, индекс вегетативного равновесия ИВР); спектральные (от- носительные мощности в 3 стандартных диапазонах (VLF –диапазон очень низ- ких частотных колебаний, LF – низкочастотные колебания, HF – высокочастот- ные колебания)) [1].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=