Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 359 ношении фактической плавательной нагрузки и уровнем возникающего при этом утомлении. Нельзя отождествлять проблему нагрузки с проблемой физи- ческого утомления; такой подход приводит к пренебрежению социально- психологическими условиями современного процесса образования, к чрезмер- ному акценту внимания на биологических показателях различных систем орга- низма. Часто снижение эффективности обучения плаванию, обусловленное утомлением, объясняют исчерпанием энергетических ресурсов организма за- нимающегося в результате длительной или мощной физической работы в усло- виях водной среды. Однако в образовательном процессе падение степени ус- воения нового учебного материала объяснить одними только физиологически- ми механизмами нельзя. Интенсивность возникающих в процессе занятий пси- хических переживаний, эмоциональная насыщенность педагогического воздей- ствия, высокая степень напряжения моральных сил – все эти элементы психи- ческой нагрузки участвуют в возникновении утомления, наверное, в такой же мере, как и биологические факторы. Подготовка современного выпускника высшей школы, прежде всего, направлена на повышение способности привы- кания его психофизической системы к постоянно увеличивающимся нагрузкам, другими словами, на постепенное улучшение способности организма к саморе- гуляции. Однако способность к саморегуляции в условиях постоянно и систе- матически возрастающих требований не может быть безпредельной. Доско- нальное знание общих и индивидуальных размеров допустимого объёма пси- хофизических нагрузок является своего рода предпосылкой для правильного их распределения в структуре образовательного процесса. Это очень важный во- прос, анализ которого поможет преподавателю университета, с одной стороны, избегать чрезмерных нагрузок, а с другой – вносить поправки в процесс обуче- ния плаванию в случае, если предлагаемый объём работы не будет содейство- вать необходимому развитию способности организма занимающегося к предъ- являемым педагогическим воздействиям.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=