Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 348 Профессионально-личностные качества – это взаимосвязь общечеловече- ских и социальных качеств с профессиональными, придающая личностным ка- чествам профессионально-выраженный характер. Профессионально- личностными качествами студентов педвуза являются профессиональная пригодность и готовность; педагогическое мастерство; педа- гогическая и гуманитарная культура; практическая, конструктивная, организа- торская и коммуникативная деятельность; самостоятельное изучение, творче- ское и эмоциональное воспроизведение основных методов и способов форми- рования учебных, профессиональных и жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Одну из базовых характеристик личности педагога составляют ее гумани- стические ценности. Они предполагают осознание педагогом самоценности че- ловеческой личности и ее неповторимой индивидуальности; признание разно- стороннего развития личности целью и основным назначением деятельности педагога; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, при- носящей высшее удовлетворение; понимание творческой природы профессио- нальной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, по- стоянной работы над собой; овладение профессионально-этической культурой, включающей в себя единство внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкое восприятие прекрасного и безобразно- го в человеческих отношениях, способность сопереживать, сострадать. Профессионально-значимые качества педагога должны быть дополнены таким новообразованием его личности, как профессиональное самосознание. Объектом профессионального самосознания выступают индивидуаль- ные, личностные, коммуникативные, статусно-позиционные, деятельностно- профессиональные и внешнеповеденческие качества. Класс индивидуальных качеств выражает динамические характеристики субъекта профессиональной деятельности. К ним относятся сила, уравнове- шенность, подвижность, уровень интеллектуального развития и т. д. В совокупности личностных (индивидуально-психологических) качеств педагога приоритетное значение имеют адекватность самооценки и уровня при- тязаний, целенаправленность, компетентность, воспитанность, образованность. Это должен быть добрый, расположенный к людям, гуманный, внимательный и искренний человек. Коммуникативные качества определяют отношение педагога к активному субъекту совместной деятельности, партнеру общения, которое строится по схеме: субъект-субъект. Статусно-позиционные качества педагога отражают систему его отноше- ния к обществу, к людям, к самому себе, к нормам, правилам, социальным и профессиональным ценностям. Деятельностно-профессиональные качества лежат в основе мотивацион- ной, содержательно-информационной готовности педагога к профессиональной деятельности. Они включают в себя профессиональное познание, профессио- нальное программирование деятельности, профессиональное отношение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=