Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 337 Л. В. Руднева, В. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РИТМА ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация. В статье раскрываются педагогические условия развития ритма движений у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. Ключевые слова: ритм движений, отклонения в состоянии здоровья, дети старшего дошкольного возраста, нарушения речи. В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, во многих случа- ях эти нарушения носят комплексный характер. У большей части детей с ОВЗ, в частности у детей с нарушениями речи, по нашим наблюдениям, прослежива- ется невосприимчивость к различным видам ритма: двигательному, речевому, музыкальному [2, 3]. Как известно чувство ритма – это одна из необходимых способностей, обеспечивающих полноценное развитие человека. По нашему мнению, без должных условий и специального физического воспитания дети с нарушениями речи не в состоянии самостоятельно овладеть этой способностью. В области теории и методики физического воспитания ритмичность дви- гательных действий рассматривается как отдельное проявление координацион- ных способностей. Авторы различных научных направлений (Л. П. Матвеев, 1991; Л. Д. Назаренко, 2001; В. И. Лях, 2006) сходятся во мнении, что в данной способности проявляются временные характеристики движений [1, 3]. По на- шему мнению, одним из средств способствующих развитию ритма движений у дошкольников с нарушением речи является обучение танцевальным движе- ния стиля «рок-н-ролл», что обусловлено: – четкой музыкальной структурой рок-н-ролла; – интересными танцевальными движениями, как в сольном, так и в парном исполнении; – тактильно-контактное взаимодействие партнеров во время исполнения танца, создает условия для формирования согласованности движений и сохра- нению динамического равновесия; – исполнение танцевальной композиции рок-н-ролла в ограниченном про- странстве площадки позволяет дошкольникам дифференцировать свои двига- тельные действия в рамках обозначенной зоны; – в паре пантеры перестраиваются друг с другом прямолинейно, что спо- собствует развитию ориентировки в пространстве.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=