Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 335 скорее рассматривается как вынужденный (долг), а не самостоятельный осоз- нанный выбор». [3] – до 35 % юношей призывного возраста не соответствуют нормам по пока- зателям здоровья, физической подготовленности; многие отличаются повы- шенным уровнем тревожности, депрессивным состоянием. То есть, подавляю- щее большинство призывников оказываются физически, психологически и нравственно не готовыми к исполнению своего конституционного долга. Важное место в программе отводится деятельности образовательных уч- реждений по поиску и внедрению интересных подходов к патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Проведя обобщение, можно констатировать актуальность разработки модели патриотического воспитания в условиях изу- чения дисциплины «Спортивные единоборства» в педагогическом вузе на фа- культете физической культуры. В рамках разработки данной модели был проведен анализ подходов к процессу формирования патриотизма в молодежной среде. В своих работах А. Д. Солдатенков, А. К. Быков, М. А. Терентий, Т. М. Суходолова раскрывают категориальную сущность патриотического воспитания, выражаемого в трех взаимозависимых компонентах: • когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего наро- да, своего края; осознание значимости этих знаний как личностных ценностей); • эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны), • деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, прояв- лять волевые качества в отстаивании своей чести; беречь памятники старины, рели- квии своего рода, народное имущество; практическое участие в различного рода мероприятиях патриотической направленности; исполнение гражданского долга). Проявление выраженности этих компонентов в единстве характеризуют уровень патриотической готовности индивида. Их количественное выражение может быть различным, но оптимально использование трех: высокий, средний и низкий уровень. [1] В разрабатываемой модели патриотического воспитания студентов фа- культета физической культуры для оценки эффективности педагогических воз- действий в период экспериментальной работы используется расчет суммарных уровней по каждому критерию программы тестирования. Это позволит наибо- лее оптимально провести диагностику целенаправленного, специально органи- зуемого процесса формирования патриотических качеств, предполагающего ос- воение студентами определенной системы знаний и умений, необходимых для успешной ориентации и активно-деятельностной социальной самореализации. Литература 1. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Максимов.– М.: Изд. центр «Акаде- мия», 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=