Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 331 М. В. Куликова, Л. В. Руднева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ Аннотации. В статье представлены результаты исследования физического и двига- тельного развития детей старшего дошкольного возраста и анализ динамики их антропомет- рических показателей в течение последних десяти лет. Ключевые слова: физическое развитие, дети старшего дошкольного возраста, монито- ринг двигательного развития. Введение федерального государственного образовательного стандарта до- школьного образования предполагает пересмотр всей системы физкультурно- оздоровительной работы. Если ранее к концу младшего, среднего или старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания ребенку необходимо было овладеть определенными двигательными умениями и навыками, то в на- стоящее время акцент делается на целевые ориентиры, т. е. социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Работа большинства дошкольных учреждений г. Тулы осуществляется на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В соответствие с данной программой целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются: − «Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Восприни- мает здоровый образ жизни как ценность. − У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими» [1, с. 17]. Данный подход предполагает отслеживание динамики физического и дви- гательного развития ребенка на протяжении всего периода дошкольного детст- ва. С этой целью в образовательном учреждении должны вестись карты наблю- дений детского развития. Такой подход создает полное представление о всех изменениях в развитии ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траек- торию его обучения. Для оценки двигательного развития специалистами (Э. Я. Степаненкова, В. Г. Алямовская) используется шкала темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста, что также предполагает срав- нение результатов двигательных заданий, выполненных ребенком в начале и по окончанию учебного года. Между тем, индивидуализация процесса диагностики не дает возможности сравнить показатели детей с усредненными данными для данной возрастной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=